О русской экспертной школе

В настоящее время в России и за рубежом происходят глубокие социокультурные изменения, которые в теории международных отношений связываются с кризисом модели однополярного мира, а в теории культуры – с кризисом постмодерна. В такие переломные периоды истории глубокую трансформацию переживает сам язык культуры. В широком смысле язык – это способ мыслить и действовать с опорой на определённые культурные нормы и ценности.

Растущие войны и конфликты в современном мире – это результат попыток части мирового истеблишмента разговаривать на языке XX века и максимально долго сохранять статус-кво устаревающей парадигмы в ущерб международной стабильности. Язык "демократических ценностей", "правового государства" и "гражданского общества", несмотря на свои несомненные достижения в прошлом, теряет авторитет и силу, перестаёт быть нормативным и объединяющим. Отсутствие консенсусной модели будущего и описывающих её терминов, приемлемых для большинства, ведёт к росту турбулентности в самых разных областях современной жизни.

Перешагнуть вековой рубеж смогут народы и сообщества, которые подберут слова, способные дать мирный и консолидированный ответ на вызовы и вопросы предстоящего столетия. Фактически для адекватного разговора о новой эпохе стало не хватать целой категории слов и понятий. Среди них – категории стабильности, традиционных ценностей, солидарности, уважения и производные от них.

Язык как мировоззренческая парадигма становится ключевым объектом современной информационной конкуренции.

Россия в числе первых остро почувствовала эти изменения. Российское общество в последние годы стало искать и формулировать новый язык, что выразилось в небывалом для истории нашей страны всплеске политических дискуссий, сравнимых лишь со временем конца XIX – начала XX веков. Сегодня в российском государственном и общественном секторе возникают новые фабрики мысли, увеличилось количество дискуссионных клубов и научных форумов, повысилась частота выхода аналитических сборников, докладов и экспертных комментариев. Востребованным становится обобщающе философское осмысление происходящих процессов, которое, как и сто лет назад, всё чаще воплощается в свободном публицистическом жанре. В отличие же от столетней давности, развитие общественной мысли сегодня происходит на фундаменте общенародного консенсуса, что во многом оберегает это развитие от авантюрных и деструктивных траекторий.

Большая ответственность за формирование и продвижение нового языка лежит на российском экспертном сообществе – "переводчиках" понятий из научных, философских, религиозных и других узкоспециальных языков на язык, понятный всему обществу. Когда-то такие понятия, как "мультикультурализм" и демократические ценности", тоже были отдалёнными научными категориями, пока благодаря зарубежному экспертному сообществу не вошли в самый широкий обиход и не стали элементом мышления.

Сегодня в России начинается конкуренция за новый язык, исход которой во многом будет зависеть от российского экспертного сообщества, от думающих гуманитариев и творческих людей, их пассионарности, интеллектуального и культурного уровня, умения чувствовать запросы эпохи и общества, а также передавать опыт своим молодым преемникам. В целях содействия развитию отечественной экспертной среды создаётся Русская экспертная школа.


Русская экспертная школа – научно-образовательный проект, содействующий развитию российского консервативного экспертно-аналитического сообщества. Эта цель реализуется через просвещение и интеллектуальное развитие перспективных представителей молодых специалистов, стремящихся сформировать новое поколение российских экспертов и интеллектуалов-гуманитариев. Своей главной задачей Школа видит создание образовательной площадки и интеллектуальной среды, которая обеспечит коммуникацию между экспертным сообществом и слушателями для передачи последним знаний и опыта из области культуры, истории, философии, общественной жизни и международных отношений.

Научное издание Русской экспертной школы – Тетради Русской экспертной школы – предназначено для публикации лекций, прочитанных в ходе семинаров Школы, а также размещения научных и публицистических статей слушателей и экспертов Школы.

Директор Русской экспертной школы
канд. филос. наук В. Щипков

РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты