Дата публикации
04 апреля 2017
Разделы
Комментарии и выступления в СМИ
Материалы
Тетради Русской экспертной школы, 2017 № 2
Персоналии
Щипков Василий АлександровичКозырев Алексей ПавловичРасторгуев Валерий НиколаевичБелжеларский Евгений АлександровичДробницкий Дмитрий ОлеговичВащенко Михаил
Поделиться

Обзор второго выпуска Тетрадей РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ: страна-цивилизация, литературные премии, русофобия, болонская система

Михаил Ващенко

Во втором сборнике статей "Тетради РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ", вышедшем в Москве в конце марта, затронуты вопросы религиозно-философской и политической мысли, проблемы литературы и образования в современной России. Авторы статей – эксперты, выступившие с докладами на семинаре РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ 18 февраля 2017 г. В экспертных текстах затронуты такие вопросы, как страна-цивилизация, литературные премии, русофобия в США и "болонская система".

Открывается сборник статьей Валерия Расторгуева, доктора философских наук, профессора философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Статья называется "Что нам даёт представление о России как о стране-цивилизации". Понятие "страна-цивилизация" восходит к русскому философу, одному из основоположников современной геополитики, Николаю Данилевскому. Согласно Данилевскому, Русская цивилизация сохранилась именно потому, что ее всегда защищала прочная внешняя оболочка, "скорлупа" – Русское государство. Без сильной государственной власти, ни о какой Русской цивилизации не могло бы быть и речи, она просто не сохранилась бы, будучи полностью поглощённой цивилизацией Западно-Европейской. Существование России именно как цивилизации, самостоятельной геополитической силы предопределено ее историческим развитием, масштабами и богатством ресурсной базы, этническим многообразием и уникальным опытом межкультурного взаимообогащения. До тех пор, пока Россия остаётся верной самой себе, а её народ – верным своему государству, Россия сможет сохранить свою самобытность и притягательность в качестве объединяющего центра для других стран и народов.

В статье "Литературные премии и идеология (как делают "классиков")" филолог и литературный критик Евгений Белжеларский характеризует институт литературных премий как один "идеологически нестерильных". Литературные премии помогают литературе участвовать в процессе производства идеологии, которая сегодня умело закамуфлирована с помощью метафор научности и игры. Самым ярким примером здесь может послужить вручение Нобелевской премии по литературе, объективность которой была поставлена под сомнение сразу после её возникновения, и которая по сей день вызывает множество споров идеологического порядка.

Политически актуальную тему рассмотрел политолог Дмитрий Дробницкий в статье, посвященной истокам русофобии в США. Частые обвинения в адрес некоторых американских политиков, (в первую очередь, Дональда Трампа), в том, что они "русские агенты", имеют длинную предысторию. Ещё в начале XIX века подобные подозрения у американской политической элиты вызывал американский президент Джон Квинси Адамс, который длительное время жил и работал в России в качестве посла Соединенных Штатов. Интересно, что именно Адамс был автором внешнеполитической доктрины невмешательства США в европейскую политику, лозунг которой был: "America first!" (англ. "Америка – прежде всего"). Кардинальным образом ситуация изменилась после Второй мировой войны, при президенте Гарри Трумэне. Тогда Америка перешла к новой концепции: "Commitment to protect" (англ. приверженность защищать), (защищать европейских союзников США), или "доктрине Трумэна", призванной сдерживать так называемую "советскую угрозу". А вскоре после этого появилась идеология маккартизма, сохранившаяся до наших дней как негласный механизм проверки политиков и общественных активистов на лояльность истеблишменту.

Алексей Козырев, кандидат философских наук, заместитель декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в своей статье рассмотрел проблему, связанную с работой Болонской системы в России. Болонская система изначально создавалась с целью объединения образовательного пространства стран Европы. Россия присоединилась к Болонской конвенции в 2003 году, но с реализацией ее положений в нашей стране возникло множество проблем. Выяснилось, что для осуществления студенческого обмена между российскими и европейскими вузами, у российских вузов просто нет средств, а жёсткая система российских образовательных стандартов не позволяет студентам из России получать образование в Европе, оставаясь при этом студентами российских университетов. Введенный Болонской системой термин "компетенция" (ограниченный набор навыков специалиста) не может быть адекватно применен к гуманитариям, чья сфера деятельности значительно шире тех "компетенций", которые прописаны в образовательном стандарте. Использование зарубежных индексов научного цитирования в качестве основного критерия оценки эффективности российских учёных нельзя рассматривать в качестве адекватного, оно, безусловно, вредное. Пересмотр "Закона об образовании", сохранение и восстановление кафедральной структуры в российских вузах, реформа аспирантуры – вот самые первые и наиболее очевидные шаги, которые нужно предпринять для исправления сложившейся ситуации и сохранения российской науки и образования.

Завершается сборник статьей директора РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ, кандидата философских наук Василия Щипкова – "Язык и время: на каком языке мы будем разговаривать в XXI веке". В широком смысле слова язык – это способ мыслить и действовать, который включает в себя идеологию, культуру, ценности, веру. Язык XXI века – это постсекулярный язык. Сейчас становятся все более востребованными религиозные и духовно-нравственные ценности, которым противостоял господствовавший в XX веке секулярный язык. Во всём мире существует три наиболее сильных источника постсекулярного языка: неоязычество, ислам и христианство. В России с 90-х годов происходит возрождение и актуализация христианской православной культуры. Об этом свидетельствует не только возвращение в обиходную речь дореволюционных, в том числе религиозных, терминов, но и наполнение базовых культурных понятий, таких как "вера", "любовь", "семья", новым, религиозным содержанием. Все чаще мы обозначаем эти понятия как традиционные ценности, ценности обладающие непреходящим характером. Постсекулярный язык – это язык, основанный на ценностях религиозных культур, язык, который с каждым годом обретает всё большую силу и способность воодушевлять.

РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты