Статьи

Михаил
Артеменков
27 октября 2020
Преемственность поколений и ценностей в истории Смоленского государственного университета
"Ушло поколение, ушли и государственные порядки советской застойной эпохи. Но память о том времени жива. Сохранению этой памяти и призваны помочь словесно-исторические чтения, которые сегодня мы открываем и проводим в нынешнем Смоленском государственном университете, в новых интерьерах, которые не были свидетелями болезненных и сложных 1970–1980-х годов..."
Александр
Щипков
27 октября 2020
Жизненный путь Т. Н. Щипковой в контексте религиозной жизни в СССР
"Татьяна Щипкова не была антисоветчиком в политическом понимании это термина. Она всё знала о ГУЛАГе, о цензуре, она осуждала несправедливость, царящую в стране. Она читала и распространяла самиздат. Она любила книги Шаламова. С самого детства, отвечая на мои вопросы, она всегда говорила только правду о социальных и политических проблемах, о репрессиях, об идеологической лжи. Однако критичность её взглядов носила скорее нравственный характер, чем политический. Она любила свою родину, независимо от того, кто ею управлял и какой социально-политический строй доминировал..."
Владимир
Аристархов
27 октября 2020
О концепции культурно-образовательной политики
Ещё до относительно недавнего времени не существовало отдельных понятий "воспитание" и "образование". Было общее понятие – "просвещение", в котором образование и воспитание рассматривались как два неотъемлемых аспекта этого процесса. Бессмысленным считалось как знание без духовных ценностей, так и ценности, не подкреплённые знаниями. Так было в Российской империи, так было в советское время. Исключением стали 1990-е годы, когда государство сознательно отказалось от задачи воспитания молодёжи...
Любовь
Щипкова
27 октября 2020
Т. Н. Щипкова и ленинградская грамматическая школа романистики
"На первом курсе я и мои однокурсники были поражены новой для нас идеей, которую не раз высказывала Татьяна Николаевна, – о том, что без родного языка невозможно овладеть иностранным. И наоборот – изучая иностранный язык, человек всё более и более овладевает родным..."
Максим
Каиль
27 октября 2020
Отцы-основатели и рождение "советского университета" в Смоленске
Как и в целом в советской истории, в истории советского высшего образования много мифов и стереотипов, широко распространённых не только в обывательском сознании, но и в профессиональной среде. Так, мы привыкли думать и считать, что молодая советская власть в числе первых своих креационистских проектов обратилась к непаханому полю образования и начала строить мощную и развитую образовательную инфраструктуру, которая и сделала образование доступным для самых широких слоёв советского общества...
Сергей
Перевезенцев
27 октября 2020
Историческое сознание: опыт типологизации
Историческое сознание – вполне устоявшееся явление, опирающееся на традиционные исторические ценности, но в тоже время явление очень гибкое, податливое влиянию как извне, так и изнутри, меняющееся в зависимости от различных внешних обстоятельств. Огромную роль в формировании исторического сознания играет государственная политика в области истории, реализуемая через систему образования, культуру, средства массовой коммуникации, поддержку тех или иных религиозных учений и др.
Юрий
Козлов
27 октября 2020
Литературный процесс и евангельские тексты
1970-е годы в СССР принято считать годами осознанной борьбы гражданских активистов против существующего тоталитарного режима. Но что означает само понятие борьбы? По всей видимости, систему неких осознанных действий, определяемых чёткими идеями, программными установками, дисциплиной и прочими необходимыми компонентами. Однако в случае Татьяны Щипковой, если опираться на её воспоминания о жизни, включая пребывание в лагере, более уместно говорить о противостоянии, вызванным её человеческим – морально–нравственным – несовпадением с параметрами существующего строя.
Василий
Щипков
27 октября 2020
Постсекулярный поворот в современной гуманитарной науке
В 1960-е годы философия и смысл жизни на Западе сводились к положению о том, что либеральные ценности обслуживают рынок, а рынок укрепляет эти ценности. Этим взаимовыгодным отношениям уже не нужно было конструировать никакие доказательства и идеи, всё уже было сформировано, поэтому закончилась эпоха философии, и началась эпоха технократической социологии. Возник смысловой и духовный вакуум...
Валентина
Ковалёва
27 октября 2020
Традиции и сегодняшний день филологического факультета СГПИ – СГПУ – СмолГУ
В советские времена исторические факультеты в вузах считались "идеологическими", инязы всегда были фрондой, литфаки занимали промежуточное положение между ними. При этом каждый факультет, отличаясь от других "лица необщим выраженьем", не отворачивал своего лица от партнёров. Так, в период СГПИ выпускники получали профессии учителя русского языка, литературы и истории, учителя истории и английского языка, учителя иностранного и русского языков...
Александр
Гронский
27 октября 2020
"Свои" и "не свои" войны в белорусском идеологическом дискурсе
Обоснование существования государства и государственного суверенитета как высшей национальной ценности иногда является для правящей элиты первостепенным видом деятельности. В первую очередь это касается молодых локальных государств, возникших не так давно и пока ещё ищущих свою стабильную идеологию. В периоды кризисов и внешних вызовов, когда государство оказывается неспособным обеспечить надлежащий социально-экономический уровень развития, власти, апеллируя к нации, используют мобилизационные лозунги, отсылающие к преодолению трудностей или сопротивлению ситуации. Помимо властей этим могут заниматься и другие политические силы.
Юлия
Власова
27 октября 2020
Из истории кафедры французского языка СмолГУ
Кафедра французского языка Смоленского государственного педагогического института им. К. Маркса (в послевоенные годы он назывался так) – самая молодая из специальных кафедр факультета иностранных языков. Она была создана в 1962 году. Набор студентов на французское отделение был невелик, а преподавателей французского языка на факультете было мало, как, впрочем, и преподавателей английского, – ведь приоритет после войны отдавался немецкому языку. Решающую роль в расширении французского отделения и создании отдельной кафедры сыграло принятое в 1961 году Советом министров СССР постановление об улучшении преподавания иностранных языков.
Кирилл
Шевченко
27 октября 2020
Языковые и образовательные аспекты этнокультурной инженерии в Восточной Галиции в XIX – начале ХХ века
Галицко-русское национальное возрождение в XIX веке протекало под знаком литературно-языкового единства галицких русинов с Россией и русской культурой, которое исповедовали все крупнейшие галицко-русские культурные и научные деятели. Неоднократные попытки австрийских и польских властей насадить латинскую графику в галицко-русскую письменность для отрыва галицких русинов от русского литературного языка и последующего переформатирования их идентичности первоначально были неудачны.
Альзира
Терещенкова
27 октября 2020
Мои учителя
"С Татьяной Николаевной Щипковой я познакомилась, когда училась на втором курсе. В 1961 году к нам в аудиторию вошла маленькая, хрупкая женщина с припухшими глазами и губами. Я потом не раз удивлялась той воистину неиссякаемой энергии, которая таилась в столь худеньком теле. Татьяна Николаевна читала у нас курс истории языка и вела семинарские занятия по курсу..."
Лариса
Павлова
27 октября 2020
О чём говорят протоколы заседаний смоленских писателей 1970-х годов
Ярким событием в литературной жизни не только писателей-смолян, но и литературной общественности всей страны, стало выездное заседание Секретариата Союза писателей РСФСР, прошедшее в Смоленске 12-14 декабря 1974 года (тема: "Новое в поэзии 1970-х годов) во главе с председателем правления С. Михалковым, с участием Ю. Бондарева, С. Залыгина, В. Липатова, С. Орлова, Д. Гранина, Г. Горбовского, Н. Доризо, Е. Долматовского, Ю. Друниной, К. Кулиева, Ю. Прокушева и др. Никогда, ни ранее, ни позднее, столько литературных знаменитостей разом Смоленск не видел.
Ирина
Романова
27 октября 2020
Из жизни смоленской интеллигенции 1960–1970-х годов (по воспоминаниям профессоров филологического факультета СГПИ)
"Наверное, в середине 1960-х – в 1970-е годы в Советском Союзе немного нашлось бы провинциальных вузов, где одновременно работало бы такое количество бывших эмигрантов с разных концов света и такое количество высокообразованных людей..."
Любовь
Левшун
27 октября 2020
"Аберрации адекватности" в современных учебных программах по гуманитарным дисциплинам
Очевидно, что слишком многие учебные программы и учебники для всех ступеней современного гуманитарного образования предлагают для усвоения учащимися понятия, несомненно получившие терминологический статус, но, тем не менее, нуждающиеся в существенных уточнениях, поскольку не определены ни их состав, ни объем, ни атрибутивные признаки, то есть нет собственно научной их дефиниции.
Роман
Белютин,
Светлана
Баруздина
27 октября 2020
Международные научно-образовательные связи кафедры немецкого языка СмолГУ
Татьяна Николаевна Щипкова обладала многими талантами и, как сейчас принято говорить в науке, компетенциями. Безусловно, самая главная компетенция – человеческая, именно она задаёт вектор, является "профильной" в процессе формирования и развития личности. Мы, как и многие наши коллеги, преклоняемся перед профессиональными и человеческими качествами Т. Н. Щипковой, её несгибаемой волей, смелостью, стремлением к познанию и готовностью бескорыстно осуществлять трансфер этого знания.
Александр
Бендин
27 октября 2020
Польское восстание 1863 года и национально-патриотическое пробуждение русского народа
Восстание, вспыхнувшее в январе 1863 года в Царстве Польском и распространившееся затем на территории Северо-Западного и Юго-Западного края России, представляло собой серьёзную внутреннюю и внешнюю угрозу для безопасности Российского государства.
Щипков
Н.
А.
27 октября 2020
Политические репрессии в США в середине XX века: опыт сравнения инструментов политического давления в странах демократического и коммунистического блоков
На протяжении ХХ столетия США не раз становились местом политического прибежища для эмигрантов и беженцев из СССР. Этот факт часто использовался в информационном противостоянии двух стран во время холодной войны. Картинка Америки в ХХ веке – страна свободы, в которой привечаются люди всех рас, культур и вероисповеданий.
Денис
Матвеенков
27 октября 2020
Ты – наша гордость! Иняз СГПИ, 1970–1990-е годы
Факультет иностранных языков вырос из отделения иностранных языков, существовавшего когда-то при историко-филологическом факультете Смоленского государственного педагогического института. Основан он был в 1952 году, и тогда на нём работала всего одна объединённая кафедра английского, немецкого и французского языков...
Владимир
Аристархов
01 июня 2020
Законодательство о культуре. Предмет спора и группы интересов
Слово "культура" очень многогранное. Ведь и телевидение – это культура, и театр – культура, и музей – тоже культура. То есть "культура" – это очень широкое понятие. Но очень часто, когда мы сталкиваемся с широтой этого понятия в реальной жизни, у нас возникает сомнение: действительно ли все безобразия, которые мы видим по телевидению или в театре, – это культура? Возникает вопрос: что можно считать культурой, а что нет? Проблем в этом отношении много, и возникли они не вчера.
Олег
Матвейчев
01 июня 2020
Храм и митинг. Технологии уличных протестов на примере Екатеринбурга
Я хочу рассказать об уличных протестах на примере акций протеста против строительства кафедрального собора святой великомученицы Екатерины на территории сквера в центре Екатеринбурга, которые прошли в мае 2019 года. Рассказать о том, что там произошло, какие выводы и уроки из этого можно извлечь, как и кем всё это было технологически выстроено.
Элина
Жгутова
01 июня 2020
Правоприменительная практика и негативные последствия закона о профилактике семейно-бытового насилия
В последнее время объектом внимания СМИ стал проект закона о семейном насилии. Эту тему стали поднимать все центральные телеканалы, всё чаще включая в новостные репортажи сюжеты, связанные с темой домашнего насилия, в том числе убийств на этой почве. Принятие соответствующего закона в этих репортажах подаётся как вывод, логически вытекающий из отражаемых событий.
Игумен
Виталий
(Уткин)
01 июня 2020
Этнофутуризм, неоязычество и регионализм как политические инструменты
Этнос – народ, футуризм – будущее этого народа. Этнофутуризм – это искусственное конструирование будущего некоего народа, зачастую в рамках постмодерна, опять же искусственно конструируемого. Новая идентичность здесь строится на основе нового языка, неких новых как бы "исторических" воспоминаний...
Василий
Щипков
01 июня 2020
Секулярный вызов церкви: происхождение, характер, перспективы
Для человека, жившего до Нового времени и капитализма, до XVI века, сама идея "светскости" была непонятной и бессмысленной. Было разделение на вещи сакральные и вещи мирские, вещи вечные и преходящие. Но идеи "светского общества" не существовало. Как она возникла?
Леонид
Поляков
01 июня 2020
Власть меньшинства
Современные идеи о привилегиях меньшинств имеют доста­точно глубокие основания в западной философской мысли. Начнём с самого понятия "меньшинство" и с феномена власти этого меньшин­ства. К рассмотрению этой темы можно подойти с нескольких сторон.
Андрей
Рогозянский
01 июня 2020
Православие и либерализм
Либерализм в широком смысле свойственен всем нашим современникам, не исключая и автора данной статьи. Либерализм – это дух нашего времени. Для того чтобы проиллюстрировать это, можно обратиться к советскому времени. Газеты постреволюцион­ного периода (те, от которых у профессора Преображенского боле­ла голова и портился аппетит), если заглянуть в них сегодня, дадут наглядный пример специфического, акцентуированного политико­социального дискурса...
01 июня 2020
Серебряный век и нравственное состояние общества накануне 1917 года
Серебряный век был довольно коротким периодом в куль­турной истории России. По разным оценкам, он начался в начале XX века и закончился в 1917 году, то есть продлился менее двух десяти­летий. Почему он называется Серебряным? Потому ли, что был уни­кальным, величественным, сопоставимым по своему значению лишь с Золотым веком русской литературы?
01 июня 2020
Коллаборационизм и неоколлаборационизм
Александр
Кондрашов
01 июня 2020
Телевидение и нравственность
Разница между телевидением и кино только в средствах до­ставки визуального образа. Можно сказать, что телевидение приходит в дом каждого человека без спроса, забирает у людей их время и тот­час продаёт его рекламодателю. В выигрыше остаётся тот телеканал, который сможет украсть больше зрительского времени. Конечно, эта кража происходит строго в рамках законодательства и с молчаливого согласия самого телезрителя, но от этого она не перестаёт быть кра­жей...
Василий
Щипков
20 февраля 2020
Система взглядов на Православную Церковь участников Религиозно-философских собраний (1901-1903)
Цель статьи – выявить и проанализировать экклезиологию, учение о Церкви, участников Религиозно-философских собраний (1901-1903) от "партии" интеллигенции (Тернавцев, Мережковский, Розанов, Философов, Минский, Романов), показать ее мирской и политический характер. Эта экклезиология содержала следующие положения: изменение христианской догматики объявлялось возможным; Церковь разделялась на "историческую" и "мистическую"; главным недостатком "исторической" Церкви объявлялось то, что она проповедует только небесные идеалы и игнорирует идеалы мирские; мирские начала объявлялись автономными и равновеликими божественным; интеллигенция предлагала такой способ христианизации мира и возвращения Церкви "полноты", при котором не мир приближается к Церкви, а Церковь приближается к миру и сама становится мирским институтом; обмирщение Церкви в этом контексте означало привнесение в христианское вероучение протестантских и языческих элементов.
Василий
Щипков
05 декабря 2019
Чужой среди "своих"? Несостоявшийся бунт Солженицына
Непрекращающийся спор о том, кем был Солженицын – "литературным власовцем" или русским почвенником, – говорит не о противоречивости и даже не о широте взглядов писателя и публициста, но о том, что сам Солженицын не смог при жизни оформить свои мысли и труды в единую систему взглядов. Солженицын был слишком современным, слишком сильно принадлежал XX веку, чья потрясающая действительность его захватывала и держала...
Василий
Щипков
21 апреля 2020
Номиналистские предпосылки секуляризма и его актуальное значение в России и на Западе
Проповедь в современном секулярном мире похожа на проповедь среди язычников в первые века: ради нее возможно пересказывать Писание в понятных для людей терминах и примерах, но она исключает богословский компромисс между христианством и светскостью, поскольку это означало бы создание равноправного синтеза двух религий, что недопустимо с христианской богословской точки зрения...
Василий
Щипков
01 ноября 2019
Введение в генеалогию секулярного
Разнообразные концепции секулярного/секуляризации, несмотря на значительные различия, всё же имеют общий признак. Он связан с тем, что ими признаётся сам факт существования религии как обособленной области. Вследствие этого признаётся, соответственно, существование и "нерелигии", в том числе имплицитно, независимо от того, произносит ли исследователь эту мысль или нет...
Алексей
Козырев
19 мая 2019
Философия образования и философия человека. Какого человека формирует современное "глобальное образование"
Думаю, никто не будет спорить с тем, что российская наука и образование сейчас переживают кризис. Причина этого кроется в отсутствии у них чётко обозначенной цели – представления о том, какого человека должна готовить современная система образования – человека с широкими представлениями о мире или человека-гражданина, человека-патриота, готового служить обществу и жертвовать своим временем, силами, здоровьем, а может быть, даже жизнью.
Олег
Матвейчев
19 мая 2019
Революция под ключ. Кто заказывает и как осуществляются революции в современном мире
Важный момент в ходе любой революции – это идеология. Обычно выделяют три базовые идеологии: консерватизм, либерализм, социализм (а также их разновидности). У каждой из этих идеологий есть радикальные формы, которые, как правило, и говорят своё слово во время революций (консерватизм тоже может быть революционным)...
Андрей
Рогозянский
19 мая 2019
Образ русского православия в экспертных сообществах Запада
Русская церковь представляет собой сложный объект для описания, особенно с точки зрения зарубежного наблюдателя. Применительно к ней проблема кросс-культурной передачи смыслов становится ещё более актуальной. Если Россия для Запада представляется парадоксом, вызывая спектр непростых чувств – удивление, недоумение, беспокойство, то религиозная составляющая русской культуры, русского исторического самосознания и политической традиции понимается с ещё бо́льшим усилием.
Евгений
Белжеларский
19 мая 2019
Переосмысление модерна: цивилизационное превосходство и Другой
Проведём небольшой умозрительный эксперимент: представим себе древнего римлянина, который волей неведомого и неисповедимого случая попадает в "блистательный" и галантный век французского короля Людовика XIV. Вот римский патриций видит перед собой вельможу в камзоле, парике и со шпагой на поясе. Какой будет первая мысль, которая придёт ему в голову?
Егор
Мамаев
19 мая 2019
О докладе М. Папазу "Размышления о Европе: идентичность и верность"
Доклад датского интеллектуала Моники Папазу начинается с определения терминов "консерватизм" и "традиция". По мнению Папазу, консерватизм можно определить как "заботу о защите человеческой жизни". "Быть рождённым означает быть связанным", – пишет она и поясняет, что человек – это не какая-то абстракция, существующая сама в себе, а сущность, неразрывно связанная с окружающим её миром, "созданным живыми и мёртвыми". Такая связь – это и есть традиция, а человеческий мир – это мир памяти, мир традиции.
Monica
Papazu
19 мая 2019
Reflections on Europe: identity and fidelity
Conservatism, deriving from the Latin "conservare" ("to preserve, keep, guard"), is characterized by a will to protect. In a broad but not superficial sense conservatism can be defined as a concern to defend human life. By saying that, we have already touched the heart of the matter. For how is life that is essentially human to be defined?
Василий
Щипков
01 октября 2018
Секулярные основания и утопические черты идеологии трансгуманизма
В России и за рубежом продолжается дискуссия о возможностях и пределах вмешательства новых технологий в природу и тело человека. Эта тема из фантастической литературы и массового кинематографа перемещается в общественно-политическое пространство, становится неотъемлемой частью современных конференций и выставок, посвященных новейшим технологиям. Одними из инициаторов этой дискуссии стали трансгуманисты, предлагающие рассматривать человека как продукт незаконченной эволюции, которая должна быть продолжена искусственно, с помощью современных технологий по созданию новых существ, чья природа якобы может превзойти человеческую. Само слово "трансгуманизм" означает "выходящий за границы человеческого".
Василий
Щипков
15 июня 2018
Интеллигентная воровская речь
Спор о природе интеллигенции – это спор интеллигенции о себе самой, о путях укрепления власти над современностью. Сначала в этом споре побеждал условный Ленин, со второй половины XX века до сегодняшнего дня побеждает условный Бердяев. После перестройки это проявилось наиболее выразительно: постсоветская интеллигенция, памятуя прошлые оскорбления, начала уничтожать Ленина физически, демонтируя памятники ему и объявив процесс десоветизации...
Василий
Щипков
27 марта 2018
Консервативные ценности в современном российском обществе: каковы они и кто их разделяет?
Концепция консерватизма в современной политической ситуации может применяться как средство для измерения состояния либерализма. Спор о консерватизме – это спор о путях трансформации либерализма, его эволюции и самосохранении в новых исторических условиях. Риторика либеральной оппозиции все последние годы строилась на обещании намерений, которые предлагались аудитории в обмен на отказ от чего-то реального...
Алексей
Козырев
07 февраля 2018
Компетенции вместо знаний: работает ли болонская система в России
Зачем был нужен Болонский процесс и кто в него вошёл? Ка­кие факторы обуславливали необходимость этой интеграции и какие требования были поставлены на входе перед Россией, которая под­писала Болонское соглашение в 2003 году? Реализованы ли эти тре­бования? Изменилось, улучшилось ли что-то в нашей системе обра­зования за 14 лет нашего участия в Болонском процессе? Смогли мы если не реформировать, то хотя бы модернизировать нашу систему образования благодаря вхождению в Болонский процесс?
Дмитрий
Дробницкий
12 января 2018
Истоки русофобии в США
Поскольку моя область деятельности относится к сфере политологии, я постараюсь продемонстрировать политический механизм зарождения, закрепления и воспроизводства русофобии в Америке. При этом очень важен переход от глобального противостояния СССР и западного блока к нынешней ситуации, когда не стоит вопрос "или-или" и нет идеологического противостояния...
Евгений
Белжеларский
27 декабря 2017
Литературные премии и идеология (как делают "классиков")
Говоря о состоянии современной литературы, нельзя обойти стороной вопрос о её отношении к идеологии. В эпоху коммерческого книгоиздания культур-менеджеры по-прежнему не свободны, над ними довлеют идеологические форматы, дают о себе знать информационная повестка, политическое лоббирование...
Валерий
Расторгуев
19 декабря 2017
Что нам даёт представление о России как о стране-цивилизации?
Говорят, что мы не знаем наше будущее, а потому не можем ничего предугадать с уверенностью. Всё с точностью до наоборот: в будущее уже переместились все наши ошибки и там ожидают нас. Дело в том, что почти все те техногенные катастрофы, которые произошли в мире, были, по сути, "запланированы" заранее, иногда задолго, за десятилетия до развязки. "Запланированы" либо безответственностью, бездеятельностью, либо заведомо ошибочными решениями...
Василий
Щипков
01 декабря 2017
Отношение к 1917 году как показатель идеологических поисков в современной России (доклад)
Сегодня в медийном и научном дискурсе существуют пять разных взглядов на революционные события в России 1917 года: классический либеральный подход, неолиберальный (амбивалентный) подход, подход западных социалистов, подход российских социалистов и традиционалистский подход. Они не являются статичными и совершают идеологические дрейфования. В год столетия революции в России целесообразно проанализировать эти подходы и попытаться предсказать, в каком направлении они будут развиваться.
Василий
Щипков
01 декабря 2017
Что такое интеллектуальная дипломатия
Интеллектуальная дипломатия – это новое направление в сфере международных академических контактов, которое принципиально отличается от сравнительно давно существующей научной дипломатии. Научная дипломатия, согласно сложившейся традиции, осуществляется через научные и образовательные обмены, установление диалога между исследователями, выработку общего понятийного аппарата. Цель научной дипломатии – поддерживать и развивать язык международного научного общения.
Василий
Щипков
01 декабря 2017
Похищение традиции и секулярное пастырство (об историческом феномене интеллигенции)
Любому обществу требуется механизм сохранения и передачи традиции, в частности нужны люди, которые сохраняют в каждом поколении ключевые культурные смыслы и тексты. История знает, что в каждом обществе существовали те, кто сохранял это ядро культурообразующей, религиозной традиции, ненаследственную память, которая не могла передаваться автоматически, непосредственно от родителей детям без искажений и потерь...
Василий
Щипков
01 ноября 2017
Пять революций. Современные идеологические подходы к оценке 1917 года
На основе оценок Февраля и Октября, а также феномена советской власти и феномена революции можно выделить следующие идеологические подходы к 1917 году в современном информационном пространстве: классический либеральный, неолиберальный, подход западных социалистов, подход российских социалистов, традиционалистский подход. Большинство появляющихся высказываний на тему 1917 года, можно распределить по этим категориям. Более того, они не являются статичными и подвержены изменениям.
Василий
Щипков
11 сентября 2017
Регионализм как идеология глобализма
Ключевой посыл, который озвучивается в книге и отражён в названии, заключается в том, что регионализм может стать одним из идеологических элементов глобализма – комплекса идей в поддержку глобализации. Глобализм слишком многосоставен, чтобы мог называться единой идеологией. Глобализм – это, скорее, набор идеологий из разных сфер...
Василий
Щипков
08 августа 2017
Русский
Смена политических настроений влечёт смену политического языка и политического мышления. В XX веке в России дважды менялся язык – после революции 1917 года и в период перестройки с объявлением "нового политического мышления"...
Василий
Щипков
08 августа 2017
Постсекулярность и язык Церкви
В XX веке под влиянием процессов глобализации и интенсивного взаимодействия людей разных культур популярными стали исследования в области "межкультурных коммуникаций"...
Дмитрий
Бабич
08 августа 2017
Путь русского писателя: от бунта к традиции
Размышляя о повороте русских писателей к идеям консерватизма и традиционализма, следует в первую очередь выделить Пушкина, Гоголя, Достоевского и Гончарова. Все они вначале испытывали внутренний протест против нестроений русской жизни и пытались преодолеть их европейскими решениями, в том числе через социализм. Начнём с самой интересной и самой важной для русской культуры фигуры – с Пушкина.
Михаил
Ремизов
08 августа 2017
Консервативный поворот
Представляется, что одна из лучших работ по консерватизму – "Консервативная мысль" Карла Мангейма, в которой говорится о сложностях, связанных с определением "консерватизма" и с выбором родового понятия для этого термина. Мангейм считает, что консерватизм есть не столько политическая идеология в ряду других идеологий, сколько стиль мышления, который он сравнивает со стилем в искусстве. Эти стили могут развиваться и пересекаться друг с другом, точно так же действуют политические мировоззрения.
Кирилл
Бенедиктов
08 августа 2017
Трамп и Россия
За неделю до президентских выборов в США вышла моя книга "Чёрный лебедь", посвящённая политической биографии Дональда Трампа. Самый популярный вопрос, который мне задавали на презентациях (до выборов их было несколько): "Зачем Вы написали книгу, которая через три, пять, семь дней будет никому не интересна? Ведь Трамп обязательно проиграет, а Хиллари Клинтон обязательно победит". Эти вопросы мне задавали даже мои друзья в "Фейсбуке": "Неужели Вам не обидно потратить немалое количество времени, чтобы написать книгу, которая станет неактуальна буквально через неделю?"
Алексей
Козырев
08 августа 2017
Революция и русская мысль
Причиной, по которой представляется необходимым рассмотреть вопрос отражения темы революции в русской мысли, является близость настроений интеллигенции, которые господствовали в начале XX века и тех настроений, которыми была охвачена интеллигенция (украинская и российская) во время киевского "майдана" 2013 – 2014 годов. Когда "майдан" ещё только начинался, уже тогда можно было предположить, к чему приведёт этот процесс – что на Россию польются потоки обвинений в том, что это якобы она мешает Украине следовать по пути общеевропейского развития.
Аркадий
Минаков
08 августа 2017
Типология консерватизма в современной России
Консерватизм представляет собой идеологию, стиль мышления и систему ценностей, которые, говоря применительно к Европе, опираются на христианскую нравственность и национальные культурные и этические традиции. Само слово "Традиция" является ключевым элементом консерватизма (в отличие от социализма и либерализма, центральное место в идеологии которых занимают равенство и свобода соответственно). Основными институтами, на которые опирается консерватизм и которые являются носителями принципов традиции и иерархии, являются семья, государство, армия, школа.
Василий
Щипков
01 февраля 2017
Язык и время: на каком языке мы будем разговаривать в XXI веке
Глобальные изменения в жизни людей, смена технологических укладов, войны, революции, кардинальная смена власти в ведущих странах всегда находили отражение в языке, если его понимать в широком смысле как способ мыслить и действовать. Ещё недавно доминировал язык, сложившийся во второй половине XIX – начале XX века. Это, если говорить сжато, смесь рационализма и авангарда, язык Ницше, язык модерна и его постмодернистских вариаций.
РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты