Исследования

Сборники
Тетради Русской экспертной школы, 2020 № 5
01 июня 2020
В пятый номер "Тетрадей Русской экспертной школы" вошли тезисы докладов, прозвучавших на семинаре Школы в Серпухове 25–26 ноября 2019 года. В качестве экспертов номера выступили директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва В. В. Аристархов, член Общественной палаты РФ, руководитель "Общественного центра по защите традиционных семейных ценностей "Иван Чай"" Э. Ю. Жгутова, секретарь Учёного совета Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии Игумен Виталий (Уткин), профессор НИУ ВШЭ, политический технолог и консультант О. А. Матвейчев, директор Русской экспертной школы, доцент МГИМО МИД России В. А. Щипков.
Статьи
Законодательство о культуре. Предмет спора и группы интересов
01 июня 2020 | Владимир Аристархов
Слово "культура" очень многогранное. Ведь и телевидение – это культура, и театр – культура, и музей – тоже культура. То есть "культура" – это очень широкое понятие. Но очень часто, когда мы сталкиваемся с широтой этого понятия в реальной жизни, у нас возникает сомнение: действительно ли все безобразия, которые мы видим по телевидению или в театре, – это культура? Возникает вопрос: что можно считать культурой, а что нет? Проблем в этом отношении много, и возникли они не вчера.
Статьи
Храм и митинг. Технологии уличных протестов на примере Екатеринбурга
01 июня 2020 | Олег Матвейчев
Я хочу рассказать об уличных протестах на примере акций протеста против строительства кафедрального собора святой великомученицы Екатерины на территории сквера в центре Екатеринбурга, которые прошли в мае 2019 года. Рассказать о том, что там произошло, какие выводы и уроки из этого можно извлечь, как и кем всё это было технологически выстроено.
Статьи
Правоприменительная практика и негативные последствия закона о профилактике семейно-бытового насилия
01 июня 2020 | Элина Жгутова
В последнее время объектом внимания СМИ стал проект закона о семейном насилии. Эту тему стали поднимать все центральные телеканалы, всё чаще включая в новостные репортажи сюжеты, связанные с темой домашнего насилия, в том числе убийств на этой почве. Принятие соответствующего закона в этих репортажах подаётся как вывод, логически вытекающий из отражаемых событий.
Статьи
Этнофутуризм, неоязычество и регионализм как политические инструменты
01 июня 2020 | Игумен Виталий (Уткин)
Этнос – народ, футуризм – будущее этого народа. Этнофутуризм – это искусственное конструирование будущего некоего народа, зачастую в рамках постмодерна, опять же искусственно конструируемого. Новая идентичность здесь строится на основе нового языка, неких новых как бы "исторических" воспоминаний...
Статьи
Секулярный вызов церкви: происхождение, характер, перспективы
01 июня 2020 | Василий Щипков
Для человека, жившего до Нового времени и капитализма, до XVI века, сама идея "светскости" была непонятной и бессмысленной. Было разделение на вещи сакральные и вещи мирские, вещи вечные и преходящие. Но идеи "светского общества" не существовало. Как она возникла?
Книги
"Радикальная ортодоксия": критический анализ
01 мая 2020 | Даниил Щипков
"Радикальная ортодоксия" – это сообщество богословов и философов, выступающих против секулярной "современности" ("модернити") с её монопольными правами на общезначимое высказывание и научное познание. Это движение возникло в британских англикано-католических кругах в конце XX века. Его основатель Джон Милбанк с группой единомышленников провозгласил своей целью деконструкцию секуляризма и возвращение в современный мир христианского образа мыслей в форме, характерной для Высокого Средневековья и раннего католичества.
Сборники
Тетради по консерватизму, № 3, 2019
09 марта 2020
Номер альманаха посвящён обсуждению проблематики постсекулярности, определению этого понятия, а также дискуссиям об использовании постсекулярного подхода для оценки и анализа актуальных вопросов в области истории, политики, философии и религии. Тезисы этого выпуска обсуждались в октябре 2019 года в МГИМО на XII Конвенте РАМИ. Главный вопрос номера – где пролегает граница между светским (секулярным) и теологическим знанием и можно ли говорить о существовании такой границы.
Статьи
Система взглядов на Православную Церковь участников Религиозно-философских собраний (1901-1903)
20 февраля 2020 | Василий Щипков
Цель статьи – выявить и проанализировать экклезиологию, учение о Церкви, участников Религиозно-философских собраний (1901-1903) от "партии" интеллигенции (Тернавцев, Мережковский, Розанов, Философов, Минский, Романов), показать ее мирской и политический характер. Эта экклезиология содержала следующие положения: изменение христианской догматики объявлялось возможным; Церковь разделялась на "историческую" и "мистическую"; главным недостатком "исторической" Церкви объявлялось то, что она проповедует только небесные идеалы и игнорирует идеалы мирские; мирские начала объявлялись автономными и равновеликими божественным; интеллигенция предлагала такой способ христианизации мира и возвращения Церкви "полноты", при котором не мир приближается к Церкви, а Церковь приближается к миру и сама становится мирским институтом; обмирщение Церкви в этом контексте означало привнесение в христианское вероучение протестантских и языческих элементов.
РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты