ƒата публикации
09 марта 2020
–азделы/материалы
Ќовости “етради по консерватизму, є 3, 2019
ѕерсоналии
ўипков ¬асилий јлександрович–асторгуев ¬алерий ЌиколаевичЅелжеларский ≈вгений јлександровичѕапазу ћоника–огоз€нский јндрей Ѕрониславович
ѕоделитьс€

ѕостсекул€рный мир: выпуск «“етрадей по консерватизму» совместно с –усской экспертной школой

¬ышел в печать новый номер журнала «“етради по консерватизму» (є 3 за 2019), ставший результатом совместной работы –усской экспертной школы, ‘онда »—Ёѕ» и ћ√»ћќ ћ»ƒ –оссии.

Ќомер альманаха посв€щЄн обсуждению проблематики постсекул€рности, определению этого пон€ти€, а также дискусси€м об использовании постсекул€рного подхода дл€ оценки и анализа актуальных вопросов в области истории, политики, философии и религии. “езисы этого выпуска обсуждались в окт€бре 2019 года в ћ√»ћќ на XII  онвенте –јћ». √лавный вопрос номера Ц где пролегает граница между светским (секул€рным) и теологическим знанием и можно ли говорить о существовании такой границы.

–азговор об истории и современном развитии консервативной мысли и шире Ц политических идеологий и культурных парадигм, Ц который последние годы разворачиваетс€ на страницах «“етрадей по консерватизму», всегда затрагивает две св€занные темы: с одной стороны, это ценности и цели, к которым стремитс€ философска€ мысль и социальна€ практика, с другой Ц методы и текущие задачи, на которые можно опиратьс€ в этом процессе. ¬ таком разговоре невозможно избежать обсуждени€ религиозных и теологических вопросов.

ѕостсекул€рный подход претендует на то, чтобы см€гчить кризис современного общественно-политического €зыка, объ€снительные способности которого в последние годы стремительно падают. ѕостсекул€рное направление открывает дискуссию о природе секул€рного и таким образом автоматически снимает неприкосновенность с обсуждени€ фундаментального принципа современности Ц тотальной имманентности знани€ и ценностей. ¬ этом смысле постсекул€рное направление ставит целью не отрицание современности (неизбежно попада€ в ловушку постмодернистского самоотрицани€), а определение границ этого исторического проекта, рассмотрение его базовых оснований, сн€тие запрета на дискуссию о его альтернативах. √лавное в постсекул€рности Ц процесс освобождени€ теологии, констатаци€ теологичности любого знани€. Ётот подход ведЄт к признанию в качестве конвенции посто€нной св€зи между всей гуманитарной мыслью и теологией.  роме того, он позвол€ет более часто использовать теологические аргументы в социально-политических дискусси€х. ѕри этом происход€щий постсекул€рный поворот свидетельствует не о победе неких постсекул€рных ценностей, а об изменении правил дискуссии.

—вой вклад в дискуссию на тему постсекул€рности внесли члены авторского коллектива «“етрадей по консерватизму» Ц философы, политологи, историки и религиоведы из –оссии, Ѕелоруссии, —Ўј,  анады, ƒании и јвстралии.

¬алерий –асторгуев предложил рассматривать концепцию секул€ризма как иллюзорную и использовать цивилизационный подход дл€ решени€ проблемы сохранени€ идентичности государств в услови€х постсекул€рного мира. ≈вгений Ѕелжеларский обосновал точку зрени€ на постсекул€рность как на вытесненную религиозность, а современную научную ситуацию вокруг проблематики религиозного и секул€рного предложил интерпретировать как продолжение религиозных войн дискурсивными средствами. ѕол –обинсон раскрыл сущность современного западного либерализма как формы политической религии, €вл€ющейс€ следствием сакрализации политики, при этом выразил сомнение по поводу перспектив постсекул€рного подхода. ”эйн ’адсон раскрыл идею альтернативного постсекул€ризма и предложил отдел€ть постсекул€ризм как способ подтверждени€ духовности от того, каким образом постсекул€ризм может быть реализован в общественно-политической практике. јндрей –огоз€нский показал, что в современных услови€х религиозные системы претерпевают драматические трансформации и отрываютс€ от своих исторических традиций, призвав к пересмотру подходов, используемых дл€ описани€ состо€ни€ и поведени€ религиозных индивидов и сообществ. √. Ћебедева отметила возрастающую роль религии в жизни общества, включа€ европейские страны, давно пережившие процесс секул€ризации, поскольку светские идеологии прошлого столети€ оказались не в состо€нии объ€снить существующие социальные проблемы и дать им рациональную альтернативу. ћарианна јбрамова рассмотрела причины возрождени€ религии в современном мире на примере евангелистов-неоп€тидес€тников, которые всЄ шире распростран€ют своЄ вли€ние в странах Ћатинской јмерики. —ергей „угров проанализировал специфику €понского религиозного синкретизма, которому удалось адаптировать нормы буддийско-конфуцианского комплекса и религии синто, и рассмотрел политику партии « омэйто» как реализацию постсекул€рной системы в политической сфере. ћоника ѕапазу рассмотрела лежащее в основе европейской цивилизации христианское понимание человека и противосто€щий ему секул€ризм как антропоцентрический гуманизм, а также проанализировала последстви€ процесса переосмыслени€ человека в модерне, в частности разрыв св€зи прав с об€занност€ми и нравственным законом. јркадий ћалер осветил вопрос развитие пон€ти€ личности в истории философии как ключевой ценности европейской цивилизации и предположил, что возвращение религиозной цивилизации означает возрождение не только христианства, но и активный рост нео€зыческих и синкретических религиозных движений, в которых пон€тие личности может быть подвергнуто еще большей девальвации, чем в секул€рной философии Ќового времени. ћэтью  упер рассказал о жизни и творческом наследии видного де€тел€ русской эмиграции ». ». ‘ондаминского, который пыталс€ примирить левые, христианские и монархические идеи. —ергей ѕеревезенцев исследовал феномен духовного фактора исторического развити€, его вли€ние на возникновение различных исторических €влений, проанализировал пон€тие «гуманизм» в качестве религии человекобожи€, показал противосто€ние учени€ гуманизма и традиционных религий как духовное противосто€ние различных религиозных учений.

Ќомер состоит из четырЄх разделов: «—екул€рность: законченный проект?», «ѕостсекул€рность: национальные истории», «„еловек постсекул€рный: между миром и Ѕогом» и «»–адикальна€ ортодокс舫: опыт православного прочтени€».

ќсобенность номера Ц последний раздел, который посв€щЄн известному западному научному философско-теологическому движению «–адикальна€ ортодокси€» и творчеству его основател€ ƒжона ћилбанка. “руды ћилбанка Ц €вление €ркое и необычное дл€ современной британской философии. ќн ставит перед собой непростую задачу Ц не только сформулировать основные положени€ нового направлени€ мысли, которое широко известно под названием «–адикальна€ ортодокси€», но и создать инструмент, с помощью которого это можно было бы сделать Ц сформулировать €зык. Ёта задача амбициозна и сложна, поскольку радикальна: лишить секул€рную картину мира (секул€рный метадискурс) еЄ монопольной власти над современной западной культурой и помочь вернутьс€ на это место традиционному христианскому мировоспри€тию, «аутентичному христианству». Ћюбой €зык несЄт на себе отпечаток определЄнной идеологии. “о же можно сказать и о современном английском научном €зыке. ƒл€ борьбы с дискурсивной властью и диктатом подразумевающихс€ коннотаций ћилбанк приступает к деконструкции базовых пон€тий этого €зыка: либерализм, традици€, современность, левые и правые, светскость, политическое, социальное и многие другие. ѕараллельно ћилбанк разрабатывает собственный пон€тийный аппарат, вводит специфические философские термины. ћилбанк смело наследует постмодернистские подходы, в частности деконструкцию, борьбу с метадискурсами. –елигиозно-ценностное вдохновение ћилбанк черпает в раннем средневековом католичестве, которое уже владеет схоластикой, но ещЄ не порабощено ею. ћилбанк иногда называет собственный философский метод постмодерным критическим августинианством.

ћилбанк Ц автор более дес€тка книг, но на русский €зык переведены только две главы из самой ранней его монографии «“еологи€ и социальна€ теори€». –ост интереса к движению «–адикальна€ ортодокси€» в российской науке и его св€зь с консервативной повесткой, равно как и с проблемой постсекул€рности побудила составителей насто€щего номера «“етрадей по консерватизму» перевести и опубликовать три отдельные главы из книги ћилбанка «ѕо ту сторону секул€рного пор€дка» Ц «ћетафизика и современна€ политика», «—оциализм вне левого направлени€» и « ритика всех видов материализма». ¬ четвЄртый раздел альманаха помимо глав из книги ћилбанка также включены обзорные и критические статьи директора –усской экспертной школы ¬. ј. ўипкова, ввод€щие в проблематику «–адикальной ортодоксии» и полемизирующие с еЄ отдельными положени€ми.

Ќомер доступен дл€ скачивани€.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024