Скачать, pdf
Дата публикации
27 марта 2018
Источник
Тетради по консерватизму №1-2018
Разделы
СтатьиИсследования
Персоналии
Щипков Василий Александрович
Поделиться

Консервативные ценности в современном российском обществе: каковы они и кто их разделяет?

Стенограмма первого заседания Консервативного клуба, состоявшегося в Фонде ИСЭПИ 27 марта 2018 года

Василий Щипков

Концепция консерватизма в современной политической ситуации может применяться как средство для измерения состояния либерализма. Спор о консерватизме – это спор о путях трансформации либерализма, его эволюции и самосохранении в новых исторических условиях. Риторика либеральной оппозиции все последние годы строилась на обещании намерений, которые предлагались аудитории в обмен на отказ от чего-то реального. Например, от существующих границ, традиций, ценностей. Отдадим Крым в обмен на ничего – таким был по смыслу предвыборный призыв К. Собчак. Стала очевидной полная бесперспективность такой риторики. Поэтому в либеральных дискуссиях сегодня звучит новая мысль: говорится, что когда либералы поменяют тактику и убедят большинство населения в том, что, получив власть, они не отменят базовые принципы и традиции, на которых стоит российская государственность, – то тогда 70–80 процентов, голосующих за Путина, с легкостью поддержат и либерального кандидата. Эти базовые принципы – нерушимость границ, основные праздники, флаг и гимн, признание самого факта существования суверенной исторической России. В несистемных либеральных кругах озвучивается также мысль, что в России может поменяться форма легитимации власти. Говориться, что до сих пор новая власть получала свою легитимность в глазах народа путем отрицания старых форм. Большевики – царя, Хрущёв – Сталина, Горбачёв – позднесоветские пережитки, Ельцин – всю советскую историю, Путин отрицал 1990-е годы. Если следующий за Путиным президент получит поддержку именно как продолжатель дел Путина, то в России может утвердиться форма легитимация власти, основанная на преемственности. Это значит, что к 2024 году может так и не сформироваться база для либерального реванша, на который все годы после дела ЮКОСа рассчитывает несистемная оппозиция и западные политические игроки, действующие в России. Поэтому своей задачей либералы, по их собственным словам, видят подготовку к этому транзиту власти таким образом, чтобы к этому времени стать в глазах народа ничем не отличимыми от собирательного "Путина". То есть полностью сменить риторику и стиль. Интересно, что уже сейчас либералы начинают продвигать новую и смелую для себя идею о том, что Путин является продолжателем дела демократов 1990-х годов, сохраняет преемственность с этой политической эпохой. И подводят мысль, что приход после Путина к власти человека, наследующего демократическим принципам 1990-х годов, станет органичным и естественным. Задача, которую ставит либерализм в России на современном этапе, – временно "оконсервативиться". У такого движения либерализма к консервативному стилю три направления: через 1) патриотическую риторику, с креном в правонационалистическую и милитаристскую; 2) советско-коммунистическую риторику, возрождение леволиберального дискурса под видом советской ностальгии, с упором на ранние годы советской власти, переход от десоветизации к новой героизации Ленина; 3) имперскую риторику, выступающую за возрождение монархии и царя. Все три направления могут стать полигоном для разворачивания либеральных политтехнологий в пользу либерального истеблишмента. Это один из возможных прототипов схемы, по которой российский либерализм может строить свою жизнь в ближайшем будущем: "правые", "левые" и "имперцы". Обеспечивать функционирование этой схемы будут те, кого сегодня часто называют "технократами", которые ставят себя над этой схемой и вне ее. Нынешний агрессивный неолиберальный дискурс будет ими критиковаться, но не демонтироваться, а лишь смягчаться и внешне десубъективироваться, то есть прятаться под разные сферы. Сами технократы будут бороться за то, чтобы стать центром этой или другой аналогичной схемы. "Консерватизм" становится карьерным лифтом для либералов, позволяет оставаться в либеральной парадигме, предлагает большое пространство свободы для декорирования либерализма в разные стили и формы (от имперских до советских). Позволяет с комфортом совершить личную мимикрию под новую реальность. Эти процессы касаются не только России. Часто говорят, что в ближайшем будущем глобальный западный мир станет консервативным. Но это не означает, что он автоматически перестанет быть либеральным. Это означает, что силы, которые сегодня борются против либерализма, однажды обязательно перейдут к борьбе против консерватизма как либеральной "крыши". И к этому времени необходимо выработать принципиально новый консерватизм, не имеющий связи с описанными выше либерал-консерватизмами, либо отказаться от самого термина "консерватизм".

Щипков В. А. Консервативные ценности в современном российском обществе: каковы они и кто их разделяет? Стенограмма первого заседания Консервативного клуба, состоявшегося в Фонде ИСЭПИ 27 марта 2018 года / Л. В. Поляков, М. А. Маслин, Е. С. Холмогоров, С. Ф. Черняховский, Н. К. Гаврюшин, П. В. Святенков, Л. В. Ульянова, В. Ю. Милитарёв, Д. А. Юрьев, В. В. Аксючиц, М. А. Колеров, В. А. Щипков, С. В. Первезенцев, Д. О. Дробницкий, Б. В. Межуев, А. С. Ципко, М. В. Ремизов, А. Ю. Минаков // Тетради по консерватизму: Альманах. М.: Некоммерческий фонд – Институт социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ). – 2018. – № 1. – С. 375–376.

РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты