Скачать, pdf
Дата публикации
16 ноября 2020
Источник
Сайт Калужской епархии
Разделы/материалы
ИсследованияНаучные выступления/доклады на конференциях XXIII Богородично-Рождественские образовательные чтения в Калужской митрополии: "Основы православной культуры в образовании"
Персоналии
Щипков Василий Александрович
Поделиться

Важность преподавания учебного предмета "Основы православной культуры" в контексте современных геополитических и культурных процессов

Доклад на конференции "Основы православной культуры в образовании"

Василий Щипков

Доклад на конференции "Основы православной культуры в образовании" по направлению I "Взаимодействие Церкви и системы образования" XXIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии (г. Калуга, 10 ноября 2020 г., формат онлайн-конференции на платформе ZOOM)

Борьба за религиозное мировоззрение людей – часть современных информационных войн.

В XIX–XX веках основная линия "религиозного" противостояния выстраивалась между религией и атеизмом, особенно в России. Сейчас ситуация иная, атеизм признан одной из религиозных форм. Например, с 2016 года в США именно законом о религиозной свободе взгляды атеистов, гуманистов, нетеистов, агностиков были поставлены в один ряд со всеми известными религиями. Поэтому и атеизм, и секулярный гуманизм, и христианство с точки зрения современного западного законодательства – являются религиозной принадлежностью.

Эту ситуацию иногда называют постсекулярной. Она означает, что западная культура постепенно вступает в фазу, при которой все религии больше не находятся в некоем общем для всех религии пространства – пространства светскости, здравого смысла, общечеловеческих ценностей или гуманизма. Оказалось, что это пространство отнюдь не общее, а лишь одна из очередных "религий", по своему статусу ничем не выше, чем любая традиционная религия. Светская этика – лишь одна из нехристианских религий, возникшая из протестантизма.

Это означает, что религиозная борьба теперь открыто будет вестись, не как борьба религии с нерелигией, а как борьба разных догматических систем, разных религий. Потому что больше нет иллюзии, которая поддерживалась последние столетия, что есть некое внерелигиозное, светское пространство.

Раньше об этом говорили традиционные конфессии (Церковь всегда говорила, что атеизм или секуляризм – это квазирелигии). Однако эти слова воспринимались метафорически; теперь же – буквально. Светскость – стала лишь одним из вариантов религиозного сознания. Об этом же стали активно говорить именно сторонники секулярности: в мире за последние несколько лет вышло около 200 фундаментальных исследований о постсекулярности – то есть о мире, где секулярность, светскость – больше не обязательно является универсальной нормой. Громче всех об этом говорят именно секулярные авторы, которые боятся, что светская культура потеряет рычаги влияния на массовую культуру, если вера в светскость окончательно развалится.

Укрепление в мире традиционных религий вынуждает их не только переосмысливать старую светскость, в которую больше никто не верит, но и готовить новые политические инструменты. Этот процесс идёт около двадцати лет.

Наиболее активны на этом направлении США.

Показательно, что в 1998 году в США был создан Акт о международной религиозной свободе. В Госдепартаменте было создано специальное управление по международной религиозной свободе, при правительстве создана специальная комиссия по международной религиозной свободе, а также создана должность специального советника Президента США по этой теме.

Но на протяжении 20 лет эти структуры работали в обычном режиме и ничем не привлекали внимание, даже должность советника президента оставалась все 20 лет вакантной. И лишь в 2017 году стали происходить изменения: эти структуры – были активизированы и неожиданно наполнены полномочиями и финансами. Офис в Госдепе стал подчиняться непосредственно Госсекретарю, на должность советника президента наконец сделали назначение (Сара Макин), увеличили финансирование всех программ по распространению религиозных свобод в мире.

Затем последовала целая серия нововведений и была активизирована международная религиозная политика США.

В декабре 2017 года в "Стратегии национальной безопасности США" продвижение религиозной свободы и защита религиозных меньшинств впервые объявлено приоритетным направлением международной политики США.

В июле 2018 годав Вашингтоне при Госдепе создано Совещание на уровне министров по вопросам продвижения религиозной свободы – международный саммит, на который приглашают религиозных лидеров и активистов со всего мира (более 1000 человек), а также десятки чиновников из разных стран, в ведение которых входят религиозные вопросы. Публичное мероприятие такого масштаба в Госдепартаменте проходило впервые. На этом форуме представляет собой место встречи активистов из разных стран, которые претендуют на получение поддержки своей деятельности. Там же приняты Потомакская декларация и План действий, выпущены заявления о глобальных трендах, – которые объясняют, что считается "угрозой" религиозной свободе с точки зрения США.

После этого начались региональные и международные форумы и круглые столы на тему религиозной свободы, создан Международный фонд религиозной свободы.

В сентябре 2019 года во время заседаний Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке администрация Трампа организовала первое в истории президентское мероприятие в ООН по религиозной свободе. На нём Трамп заявил о создании коалиции бизнеса США для защиты свободы вероисповедания. Вскоре Государственный департамент вручает первые в истории Международные премии за укрепление свободы вероисповедания, а одна из правительственных комиссий США начинает публиковать списки жертв свободы вероисповедания.

Наконец в феврале 2020 года – была запущена новая международная организация –"Международный альянс по религиозной свободе" в Вашингтоне, в который вошли 27 стран.

Кроме того, ежегодно Госдеп публикует рейтинги стран и организаций, которые замечены в нарушениях религиозной свободы, обозначая наиболее неблагополучные страны, организации, а также "ответственных лиц", которые подлежат персональным санкциям. Россия, как правило, помещается в разряд наиболее неблагополучных стран по религиозной свободе, вызывающих "особую озабоченность".

Что это значит для России?

Старые направления политики США по защите прав человека в мире (политические права человека, права на свободное передвижение и свободу слова, феминизм, ЛГБТ, экология и прочие известные направления) эффективны не во всех странах: они имеют ограничения по продвижению в странах, где сохраняются традиционные системы ценностей (например, исламские и православные), в том числе в России. Сами эти движения нужны для создания ядра протестной социальной базы, с помощью которой можно устраивать революции и брать государства под контроль. Сильные страны с традиционными системами ценностей противостоят этим учениям, поэтому там их распространение затруднено. Вспомните, сколько было критики, когда в России запретили пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних. Этот запрет действительно работает. В российском информационном пространстве, развлекательных передачах и фильмах количество упоминаний этой темы сократилось.

Поэтому США начинают вкладывать ресурсы, чтобы сократить влияние в таких странах наиболее сильных религиозных институтов, воспроизводящих традиционную мораль, делается это в том числе под видом продвижения религиозных свобод в мире. Для России продвижение "религиозных свобод" в таком виде может означать новый виток информационных нападок на Православную Церковь – наиболее большой, консолидирующий общество и консервативный религиозный институт. Цель – ослабить авторитет и влияние Церкви, чтобы расчистить дорогу для целого комплекса либеральных правовых и социокультурных нововведений.

Показательно, что согласно ряду упомянутых документов, американские общественные и правительственные организации считают, что одна из главных угроз религиозной свободе исходит от национальных законов, запрещающих богохульство и оскорбление святынь. В России – это закон о защите чувств верующих. Борьба с такими законами теперь приоритет. Именно в рамках этой политики работает французский журнал "Шарли Эбдо" – как мировой пример того, как нужно отстаивать "религиозную свободу".

Подключение к этому направлению деятельности крупных политических сил и правозащитных организаций означает, что и Россия, и Церковь начнут испытывать на себе повышенное давление.

Во-первых, уже начались самые активные вмешательства в международные дела Православной Церкви, попытки нарушить единство мирового православия. Показательно, что в 2019 году США всячески поддерживали процесс предоставлении томоса "ПЦУ". А в 2020 году Госсекретарь М. Помпео уже лично посетил Украину, Белоруссию и Казахстан, и связал свой визит, в том числе, с продвижение в этих странах религиозных свобод.Не будет неожиданным, если скоро мы услышим о разных новых проектах по разделению Церкви в других государствах, попытках создать новые искусственные "автокефалии". Задача сторонников мирового религиозного "плюрализма" расколоть православие на множество новых полуканонических или неканонических церквей, пользуясь гордыней и амбициями некоторых религиозных и политических лидеров.

Во-вторых, в ближайшее время мы столкнёмся с тем, что международные организации и прозападные силы внутри страны будут лоббировать отмену в России возрастного ценза в СМИ, отмену закона о защите чувств верующих, попытки вбить новые клинья между Церковью и государством, чтобы нарушить взаимодействие по ключевым направлениям, в том числе образованию и духовно-нравственному воспитанию, подталкивать введение новых законов, разрешающих богохульство (по образцу Франции и "Шарли Эбдо"), поощрять отказ от военной службы по религиозным соображениям, создавать для представителей сект преференции при поиске работы и получении социальных благ (наряду с другими меньшинствами в ущерб большинству, как это происходит в США), продвигать представителей сект на важные посты, запрещать на законодательном уровне побуждать членов религиозных меньшинств переходить в другие конфессии (то есть запрет на церковную проповедь), создавать мониторинговые и правозащитные программы, которые начнут отслеживать религиозную дискриминацию в системе образования в отношении представителей религиозных меньшинств.

С точки зрения идеологов этих программ, существование школьного предмета "Основы православной культуры" никак не вписывается в их рамки. Могут появиться предложения, что место может занять либо размытый предмет о важности религиозного плюрализма (аналог светской этики) или предмет, разрешающий преподавать детям любые религиозные учения, в том числе нетрадиционные для России (например, эзотерические). Следующая цель – сломать духовно-нравственное направление работы в целом, заменить его на пропаганду плюрализма ценностей, то есть уйти от понятий добра и зла. Чтобы в конечном итоге ввести в систему образования пропаганду ЛГБТ и других направлений радикального секуляризма. Потому что, напомню, создание радикализированных меньшинств является политической технологией по управлению социальными и политическими процессами. Это видно не только на уличных технологиях на Болотной, на Майдане, в Минске, в Екатеринбурге (где против строительства храма ударной силой были в том числе йоги, экологи, ЛГБТ), но в самих США, где за Байдена консенсусно агитировали организации феминистов, ЛГБТ, экологов, чернокожих, сектантских движений и других. Аналогичные технологии были обкатаны уже в ряде стран.

Что делать?

Важно относиться к развитию учебного предмета "Основы православной культуры" в системе российского школьного образования не только как к религиозной теме, но и как к проблеме культурной и политической. Те копья, которые сегодня ломаются вокруг "Основ православной культуры", на следующем этапе развития нашей страны будут затрагивать и вопросы культуры в целом, вопросы о том, что такое человек. Поэтому все те сложности, которые иногда возникают с преподаванием этого предмета, стоят того, чтобы их терпеливо переносить. Безусловно, нужны и особые программы по работе с учительским сообществом и родителями, объясняющие, какое стратегическое значение имеют основы православной культуры и духовно-нравственное воспитание для нашего общества.

Василий Александрович Щипков – доцент кафедры международной журналистики МГИМО МИД России, директор Русской экспертной школы; кандидат философских наук г. Москва

РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
© 2024