Дата публикации
20 января 2021
Разделы
Мероприятия
Материалы
Лекторий "КРАПИВЕНСКИЙ 4"
Персоналии
Щипков Александр Владимирович
Поделиться

Лекторий "Крапивенский 4": Александр Щипков выступил с лекцией "Про Фанар и церковную независимость"

20 января 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова состоялось очередное заседание научного лектория "Крапивенский 4". С докладом на тему "Про Фанар и церковную независимость" выступил научный руководитель лектория, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков.

А.В. Щипков предложил рассматривать вопрос о Константинопольском патриархате одновременно как с религиозно-канонических позиций, так и с точки зрения политической философии. Ведь активно навязываемое представление об особом статусе и полномочиях "вселенского патриархата" является не только религиозным феноменом. По словам докладчика, "это концепция, созданная вселенским патриархатом, причём концепция политическая, хотя её пытаются выдать за церковную. И именно от этой концепции, от этих представлений нам нужно быть свободными".

А.В. Щипков последовательно подверг критике две идеи, связанные якобы с особым статусом греков. Во-первых, идею о том, "будто вселенская Церковь – это собрание вокруг греческих Церквей, будто бы греки являются носителями некого особого этоса православия, будто бы Константинополь – мать, а остальные Церкви – дети, которые должны её слушаться". Во-вторых, идею о том, что греки имеют исключительное право толкования Священного Предания, хранителем которого также является вселенский епископат.

На лекции было рассказано об исторических особенностях возникновения Константинопольской кафедры и о ложных толкованиях правил Вселенских соборов, включая 28-е правило IV Вселенского собора. Подробнее с этой частью выступления можно познакомиться по ссылке: https://youtu.be/Kg35r0LXquU

После крещения Руси в течение почти пятисот лет Русская Церковь существовала как митрополия Константинопольского патриархата. По мнению А.В. Щипкова, "греки намеренно не позволяли увеличивать количество митрополий на территории Руси, превращавшейся в державную Россию. Это намеренное торможение греками развития Русской Церкви вызвало все основные церковные перекосы, связанные с искусственным отрывом епископа от духовенства. Плоды этих перекосов мы пожинаем до сих пор".

А.В. Щипков убежден, что после отказа признать унию греков и латинян на Ферраро-Флорентийском соборе в XV веке, Русская Церковь обрела самостоятельность и могла без оглядки на греков избирать Патриарха. Особое внимание докладчик обратил на Поместный собор 1448 года, который привёл к установлению автокефалии и стал поворотной точкой нашей церковной истории. "После Поместного собора 1448 года расцвело созвездие русских монастырей, сформировалась русская монашеская традиция. Это был блестящий период развития Русской Церкви. И идти бы и идти нам этим путем – путем независимости, путем сохранения православия от греческих ересей. И обратите внимание – ведь все ушли в унию, а мы остались в рамках канонической традиции, верными православному учению", – отметил Щипков.

А.В. Щипков также отметил негативную роль Бориса Годунова, который решил добиваться второго места в диптихе после Константинополя. "Итогом стали три грамоты (томоса) 1589, 1590 и 1593 годов, которые признавали нашу автокефалию, дали не второе, а пятое место в диптихе, разрешали избрать Патриарха, но вновь поставили нас в зависимость от греков. Вся эта ситуация Русской Церкви была не нужна. И грамоты эти были совершенно нам не нужны. Не нужны нам они и сегодня. Святость Церкви зависит не от верности грекам, а от верности Христу и Его заповедям. Реакция наших отцов на Флорентийскую унию – лучшее тому подтверждение", – заключил Щипков.

Именно представители греческого мира приняли активное участие в разжигании в России семнадцатого века гражданской войны, которая именуется в истории как церковный раскол. А в начале XX века эмиссары одиозного Мелетия Метаксакиса, расположившись в здании в Крапивенском переулке, вели открытую борьбу против Русской Православной Церкви.

Особое внимание А.В. Щипков уделил понимаю празднования 18 ноября Дня памяти отцов Собора 1917-1918 годов. Докладчик считает, что на Поместном соборе 1917-1918 годов произошло "самоопределение Русской Церкви". По мнению Щипкова, этот Собор "был противоречивым явлением, которое требует тщательного изучения, но главное в этом Соборе – не вынужденные революционным временем либеральные решения. Главное в том, что этот Собор стал актом самоопределения нашей Церкви. На нем, не спрашивая греков, был избран Патриарх. Наша Церковь вновь осознала свою самостоятельность, самодостаточность. Мы прекратили спрашивать разрешения у греков на свои деяния".

Вот почему нам так важен праздник – День памяти отцов Собора 1917-1918 годов, установленный благословением Святейшего Патриарха Кирилла и утвержденный Священным Синодом весной 2017 года. По сути, – это праздник нашей церковной независимости. В этом заключается главный смыл этого праздника.

В работе лектория приняли участие студенты и учёные Российского православного университета, Московской духовной академии, Минской духовной академии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Воронежского госуниверситета, МГИМО МИД РФ, Русской экспертной школы, Научно-аналитического центра ВРНС, ИМЭМО РАН, а также члены региональных отделений Всемирного русского народного собора.

РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты