Дата публикации
14 января 2021
Источник
Патриархия.ru
Разделы
НовостиМероприятия
Материалы
Лекторий "КРАПИВЕНСКИЙ 4": встреча с российско-белорусским историком Александром ГронскимЛекторий "КРАПИВЕНСКИЙ 4"
Персоналии
Щипков Александр Владимирович
Поделиться

Лекторий "Крапивенский 4": Александр Гронский выступил с докладом "Религиозно-политические вызовы Православию в современной Белоруссии"

13 января 2020 года в рамках публичного еженедельного научного лектория "Крапивенский 4" c докладом на тему "Религиозно-политические вызовы Православию в современной Белоруссии" выступил российский и белорусский историк А.Д. Гронский – к.и.н., ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО РАН), доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии.

В своем докладе А.Д. Гронский рассмотрел три альтернативные религиозные идентичности, представляющие наибольшую угрозу для канонического единства Православной Церкви. Таковыми он считает униатство, идею автокефального православия и неоязычество.

Возникновение униатства на территории современной Белоруссии связано с заключением Брестской церковной унии 1596 года. Новую актуальность идея унии обрела в период Перестройки, когда Униатская церковь стала трактовать себя как национальную религию белорусов, в противовес латинскому католичеству и Православию. Таким образом, она обнаружила свою политическую подоплеку, связанную с деятельностью белорусских националистических кругов.

Автокефальное белорусское православие появилось в 1920-е годы XX века при активной поддержке большевизма, сделавшего ставку на обновленчество и церковный раскол. В годы Великой Отечественной войны идею автокефалии реанимировали белорусские коллаборанты. Немцы поддержали этот проект и под давлением оккупационных властей автокефалия формально была объявлена. Таким образом, эта идея также носила определенный идеологический и политический характер.

Неоязычество, как указывает Гронский, зародилось в 1960-70-е годы в среде аспирантов кафедр истории КПСС, которые получили доступ к трофейным документам нацистской Германии. В 1980-е годы на волне "возвращения" к условным или "изобретенным" практикам, неоязычество стало набирать популярность в молодежных субкультурах. Официально они не зарегистрированы и действуют как молодежные или культурные организации.

Неоязычество считает себя этнической религией. В Белоруссии неоязычники делятся на три группы: русские неоязычники, связанные с русским национализмом, белорусские славянские неоязычники, связанные с белорусским национализмом, и литвинские неоязычники, которые считают, что белорусы – это "балты", то есть литвины.

Все три религиозные направления, о которых говорил А.Д. Гронский, связаны с агрессивно-националистической политикой, направленной против канонического единства Русской Православной Церкви. Для автокефалистов, униатов и неоязычников национальный вопрос является основным. Носители этих религиозных идентичностей претендуют на курирование не только религиозной, но и политической повестки в Белоруссии. Опасность этих религиозных формирований заключается в том, что их поддерживают политики, заинтересованные в разделении русского и белорусского народов. Эти религиозные течения рассматриваются как идеологические маркеры сепаратности, отдельности Белоруссии от России.

В работе лектория "Крапивенский 4" приняли участие ученые из РПУ св. Иоанна Богослова, Московской духовной академии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Воронежского госуниверситета, МГИМО МИД РФ, Русской экспертной школы, Научно-аналитического центра ВРНС.

РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты