Дата публикации
05 февраля 2021
Источник
Патриархия.ru
Разделы
Мероприятия
Материалы
Лекторий "КРАПИВЕНСКИЙ 4"
Поделиться

Слушателям научного лектория "Крапивенский 4" был представлен доклад "Неоязычество и средний класс"

3 февраля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова состоялось очередное заседание научного лектория "Крапивенский 4". С докладом на тему "Неоязычество и средний класс" выступил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград) Р.В. Шиженский.

Докладчик рассказал о генезисе неоязычества, социальном портрете сторонников неоязыческих идей, особенностях неоязыческого прозелитизма в России и современных тенденциях в этом течении.

Идеологическая основа неоязычества включает почвенничество (культ "корней", древних предков), радикальный национализм, эко-анархизм. По словам Р.В. Шиженского, среднестатистический представитель неоязыческой группы – мужчина в возрасте 31 года с законченным высшим образованием (в основном гуманитарным), принадлежащий к среднему классу (служащий, бизнесмен), проживающий в городах федерального значения. При этом данный индивид не состоит в структурированном религиозном объединении (общине, союзе). Количество неоязычников в России, по различным оценкам, составляет от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч.

Современные формы неоязычества начали складываться в 1960-1970-х гг. и связаны с именем А.А. Добровольского (1938-2013). Добровольский принадлежал диссидентскому движению, входил в НТС, подвергался репрессиям, был близок В. Буковскому, Ю. Галанскову, А. Гинзбургу, П. Григоренко, Г. Якунину. Занимался реконструкцией славянского язычества, разрабатывал его идеологию.

Что толкает людей к неоязычеству? При опросе представителей неоязычества они указывают на веру в рок (судьбу) и национальное самосознание ("если я русский, я должен быть язычником"). При этом для членов неязыческих групп важны празднично-обрядовые мероприятия, идеи эскапизма и приобщения к фольклорной традиции (костюмы и пр.). Эклектически сочетаются идеи построения национально-ориентированного теократического "золотого века" и комплекс этнической ущемленности. Шиженский считает, что развитию неоязычества способствует ощущение отсутствия у русских собственной политической субъектности. Это приводит к идеям "реванша" язычества и попыткам построения собственного закрытого социума внутри страны.

Сегодня неоязычество меняется и значительно отличается от примеров 1990 х годов. Появляются синкретические объединения: славяно-финно-угорское и славяно-германское смешение, идеи шаманизма. Расширяется география движения – если раньше неоязычество преобладало в регионах центральной России, то сегодня оно активно распространяется в Сибири. Кроме того, неоязычество встречает интерес в отдельных общественных группах – например, у казачества. Меняется само сакральное пространство – если раньше культовыми центрами в основном были так называемые "капища", то сегодня все чаще строятся неоязыческие культовые комплексы. В мединой сфере действуют онлайн-платформы, обсуждаются идеи преподавания неоязычества в школе. Развивается "правозащитная" работа, ведется мониторинг по данной теме, в том числе отслеживаются негативные высказывания в СМИ в отношении неоязычества. Таким образом, неоязычники активно используют арсенал современных средств защиты их интересов.

Вместе с тем, по словам Р.В. Шиженского, было бы неверно говорить о широком распространении неоязычества среди населения. Однако необходимо учитывать существование данных групп в обществе и их влияние на традиционные религии. Р.В. Шиженский отметил, что в социальных сетях и на иных медийных ресурсах фиксируются попытки неоязычников вступать в диалог с православными христианами в прозелитических целях.

Справка

Научный лекторий "Крапивенский 4" социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

Лекторий "КРАПИВЕНСКИЙ 4" организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория "Крапивенский 4" – декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А. В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18:00 до 19:00 (мск).

РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты