Дата публикации
26 апреля 2021
Источник
Патриархия.ru
Материалы
Лекторий "КРАПИВЕНСКИЙ 4"
Поделиться

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили проблемы трансгуманизма в свете христианской антропологии

21 апреля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория "Крапивенский 4". С докладом на тему "Трансгуманизм в свете христианской антропологии" выступил доктор философских наук, доктор богословия В.Н. Катасонов.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Докладчик отметил, что термин "трансгуманизм" возник в 1960-х гг. и впервые был использован общественным деятелем Джулианом Хаксли. В указанную эпоху получили распространение идеи светского гуманизма, атеизма, внерелигиозной этики, а также т.н. крионики (заморозки человека).

На развитие трансгуманистических идей большое влияние оказала значительная математизация науки, а также развитие компьютерной техники. В 1990 году была организована "Всемирная ассоциация трансгуманистов".

Трансгуманизм декларирует возможность развития жизни и разума вне рамок "человеческих форм" с помощью науки и технологий. Соответственно, в трасгуманизме получают развитие такие идеи, как "моделирование мозга", "перезагрузка сознания", "свободное от материи сознание". Предполагается достижение "точки сингулярности", когда машины и искусственный интеллект научатся воспроизводить себя.

В.Н. Катасонов отметил, что, несмотря на весь "пафос", идеи трансгуманизма несостоятельны и утопичны. Так, относительно "пересадки сознания" неясно, что собственно "пересаживать", поскольку вопрос о том, что такое сознание, наукой не решен. Также многие особенности человека принципиально не получается смоделировать – например, наличие свободы выбора (недетерминированность). Со свободой связана ответственность человека, его культура, творческая способность человека, религиозная жизнь и пр. Все это смоделировать невозможно.

Говоря об отношении христианства к трансгуманизму, В.Н. Катасонов, прежде всего, отметил, что Церковью уже был отвергнут платонизм (неоплатонизм), с его идеями о вечной материи, предсуществовании душ и прочем. Трансцендентный Бог в философии платонизма, как и трансгуманизма, не предполагается. В то же время, в христианской антропологии, предполагающей существование Творца и человеческой свободы, положены четкие границы, которые трансгуманистическая идеология преодолеть не в состоянии.

Докладчик отметил определенное трансгуманистическое измерение процесса цифровизации, в котором человек сводится к своему "цифровому" образу, преодолеваются традиционные социальные связи, человек все более остается в одиночестве – наедине с миром и самим собой, что упрощает манипуляцию над людьми и имеет, тем самым, политические последствия.

Справка

Научный лекторий "Крапивенский 4" социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

Лекторий "Крапивенский 4" организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория "Крапивенский 4" – первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

РУССКАЯ
ЭКСПЕРТНАЯ
ШКОЛА

© 2019
Сведения об образовательной организации Публикации Новости Мероприятия Эксперты О Школе Контакты