Во втором сборнике статей "Тетради РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ", вышедшем в Москве в конце марта, затронуты вопросы религиозно-философской и политической мысли, проблемы литературы и образования в современной России. Авторы статей – эксперты, выступившие с докладами на семинаре РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ 18 февраля 2017 г. В экспертных текстах затронуты такие вопросы, как страна-цивилизация, литературные премии, русофобия в США и "болонская система".
Открывается сборник статьей Валерия Расторгуева, доктора философских наук, профессора философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Статья называется "Что нам даёт представление о России как о стране-цивилизации". Понятие "страна-цивилизация" восходит к русскому философу, одному из основоположников современной геополитики, Николаю Данилевскому. Согласно Данилевскому, Русская цивилизация сохранилась именно потому, что ее всегда защищала прочная внешняя оболочка, "скорлупа" Русское государство. Без сильной государственной власти, ни о какой Русской цивилизации не могло бы быть и речи, она просто не сохранилась бы, будучи полностью поглощённой цивилизацией Западно-Европейской. Существование России именно как цивилизации, самостоятельной геополитической силы предопределено ее историческим развитием, масштабами и богатством ресурсной базы, этническим многообразием и уникальным опытом межкультурного взаимообогащения. До тех пор, пока Россия остаётся верной самой себе, а её народ – верным своему государству, Россия сможет сохранить свою самобытность и притягательность в качестве объединяющего центра для других стран и народов.
В статье "Литературные премии и идеология (как делают "классиков")" филолог и литературный критик Евгений Белжеларский характеризует институт литературных премий как один "идеологически нестерильных". Литературные премии помогают литературе участвовать в процессе производства идеологии, которая сегодня умело закамуфлирована с помощью метафор научности и игры. Самым ярким примером здесь может послужить вручение Нобелевской премии по литературе, объективность которой была поставлена под сомнение сразу после её возникновения, и которая по сей день вызывает множество споров идеологического порядка.
Политически актуальную тему рассмотрел политолог Дмитрий Дробницкий в статье, посвященной истокам русофобии в США. Частые обвинения в адрес некоторых американских политиков, (в первую очередь, Дональда Трампа), в том, что они "русские агенты", имеют длинную предысторию. Ещё в начале XIX века подобные подозрения у американской политической элиты вызывал американский президент Джон Квинси Адамс, который длительное время жил и работал в России в качестве посла Соединенных Штатов. Интересно, что именно Адамс был автором внешнеполитической доктрины невмешательства США в европейскую политику, лозунг которой был: "America first!" (англ. "Америка прежде всего"). Кардинальным образом ситуация изменилась после Второй мировой войны, при президенте Гарри Трумэне. Тогда Америка перешла к новой концепции: "Commitment to protect" (англ. приверженность защищать), (защищать европейских союзников США), или "доктрине Трумэна", призванной сдерживать так называемую "советскую угрозу". А вскоре после этого появилась идеология маккартизма, сохранившаяся до наших дней как негласный механизм проверки политиков и общественных активистов на лояльность истеблишменту.
Алексей Козырев, кандидат философских наук, заместитель декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в своей статье рассмотрел проблему, связанную с работой Болонской системы в России. Болонская система изначально создавалась с целью объединения образовательного пространства стран Европы. Россия присоединилась к Болонской конвенции в 2003 году, но с реализацией ее положений в нашей стране возникло множество проблем. Выяснилось, что для осуществления студенческого обмена между российскими и европейскими вузами, у российских вузов просто нет средств, а жёсткая система российских образовательных стандартов не позволяет студентам из России получать образование в Европе, оставаясь при этом студентами российских университетов. Введенный Болонской системой термин "компетенция" (ограниченный набор навыков специалиста) не может быть адекватно применен к гуманитариям, чья сфера деятельности значительно шире тех "компетенций", которые прописаны в образовательном стандарте. Использование зарубежных индексов научного цитирования в качестве основного критерия оценки эффективности российских учёных нельзя рассматривать в качестве адекватного, оно, безусловно, вредное. Пересмотр "Закона об образовании", сохранение и восстановление кафедральной структуры в российских вузах, реформа аспирантуры – вот самые первые и наиболее очевидные шаги, которые нужно предпринять для исправления сложившейся ситуации и сохранения российской науки и образования.
Завершается сборник статьей директора РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ, кандидата философских наук Василия Щипкова – "Язык и время: на каком языке мы будем разговаривать в XXI веке". В широком смысле слова язык – это способ мыслить и действовать, который включает в себя идеологию, культуру, ценности, веру. Язык XXI века – это постсекулярный язык. Сейчас становятся все более востребованными религиозные и духовно-нравственные ценности, которым противостоял господствовавший в XX веке секулярный язык. Во всём мире существует три наиболее сильных источника постсекулярного языка: неоязычество, ислам и христианство. В России с 90-х годов происходит возрождение и актуализация христианской православной культуры. Об этом свидетельствует не только возвращение в обиходную речь дореволюционных, в том числе религиозных, терминов, но и наполнение базовых культурных понятий, таких как "вера", "любовь", "семья", новым, религиозным содержанием. Все чаще мы обозначаем эти понятия как традиционные ценности, ценности обладающие непреходящим характером. Постсекулярный язык – это язык, основанный на ценностях религиозных культур, язык, который с каждым годом обретает всё большую силу и способность воодушевлять.