ƒата публикации
07 сент€бр€ 2017
»сточник
religare.ru
–азделы/материалы
Ќовости  руглый стол –усской экспертной школы и ÷ентра —имоны ¬ейль
ѕоделитьс€

¬ поисках нового €зыка: в ћоскве состо€лс€ круглый стол –усской экспертной школы (ћосква) и ÷ентра —имоны ¬ейль (—Ўј)

3 сент€бр€ 2017 года в ћоскве, на площадке Ќовоспасского монастыр€ прошЄл круглый стол, организованный –усской экспертной школой (ћосква) и ÷ентром —имоны ¬ейль (¬ашингтон, —Ўј). ѕомимо этого в меропри€тии прин€ли участие сотрудники ћ√»ћќ ћ»ƒ –оссии, ћ√” им. ћ.¬. Ћомоносова, »нститута "“елос Ц ѕол ѕиконе" (Telos-Paul Piccone Institute, —Ўј),  ентского ”ниверситета (University of Kent, ¬еликобритани€), ќттавского университета (University of Ottawa,  анада), ”ниверситета „арльза —тюарта (Charles Sturt University, јвстрали€), –од-јйлендского университета (UniversityofRhodeIsland, —Ўј). ¬стречу открыл наместник Ќовоспасского монастыр€ епископ ¬оскресенский —авва, который приветствовал участников меропри€ти€ и благословил их на плодотворную работу.

¬ основу докладов и дискуссии легло мнение, раздел€емое всеми участниками круглого стола, что нынешнее социокультурное состо€ние мира Ц переходное и кризисное, отражающее кризис либерального миропор€дка.  роме того, эксперты сошлись в том, что происход€щий кризис может быть разрешЄн через возврат в образ мыслей современного человека религиозных оснований морали. ќтдельные эксперты, в частности директор –усской экспертной школы ¬асилий ўипков (ћосква) и јдриан ѕабст ( ентский университет, ¬еликобритани€), обратили внимание на то, что €зык современных гуманитарных наук, сформировавшийс€ при непосредственном вли€нии мировоззренческих установок эпохи ѕросвещени€, Ќового времени, модерна и постмодерна, св€зан с определЄнными идеологическими доктринами Ќового времени и не в состо€нии полноценно описывать современность. “ем более его тесные рамки не позвол€ют говорить о будущем. ѕоиск нового гуманитарного €зыка Ц это не отдалЄнна€ перспектива, а насущна€ задача сегодн€шнего дн€. ¬ качестве подтверждени€ этой мысли ¬асилий ўипков привЄл в пример привычку, доставшуюс€ нам в наследство от ѕросвещени€, использовать термины "современность" и "традици€" в качестве антонимов, вследствие чего традиционные ценности оказываютс€ в вечной оппозиции к современному человеку.

ƒоклады участников круглого стола взаимно дополн€ли друг друга. ѕол √ренье (÷ентр —имоны ¬ейль, —Ўј) проанализировал фундаментальные отличи€ христианской морали и либеральной: в основе христианской морали лежит интенци€ добра, тогда как цель либеральной этики Ц собственное благополучие индивида, совершающего тот или иной поступок. ѕри этом диаметрально противоположный смысл принадлежит пон€тию "послушание". ƒл€ христианина послушание €вл€етс€ важнейшей добродетелью, а дл€ либерального мировоззрени€ Ц формой угнетени€ человеческой свободы.

јндрей –огоз€нский (–усска€ экспертна€ школа) в свою очередь обратил внимание на то, что в странах «апада у представителей экспертного сообщества зачастую ложное представление об истинном положении дел в –усской ѕравославной ÷еркви. ÷ерковь рассматриваетс€ ими через призму либеральной идеологии и почти исключительно в позитивистском ключе. Ёто приводит к видению еЄ как реакционного социального института. ѕри этом совершенно упускаетс€ из виду не только еЄ трансцендентный, внемирный аспект, но и конкретные историко-культурные факты и предпосылки. ƒругой представитель –усской экспертной школы Ц ≈вгений Ѕелжеларский развил эту мысль. ќн предположил, что подобного рода предвз€тые суждени€ €вл€ютс€ наследием колониальных времЄн, непреодолЄнным предрассудком "белого человека", привыкшего делить мир на "цивилизованный" и "варварский". ѕротивоположную идею несЄт в себе христианство, дл€ которого нет более или менее "цивилизованных" культур, потому что "нет ни эллина, ни иуде€".

ѕрошедший круглый стол продемонстрировал продуктивность подобного рода международных экспертных встреч, котора€ была засвидетельствована положительными отзывами всех его участников. ’арактерной особенностью дискуссии было то, что проходила она за рамками политической плоскости. Ѕазовые вопросы, которые позвол€ет успешно рассматривать такой формат Ц это вопросы антропологии, метафизики, ценностей. ѕо словам директора –усской экспертной школы ¬асили€ ўипкова, такого рода интеллектуальна€ дипломати€ Ц это одно из посто€нных и наиболее перспективных направлений в работе Ўколы, которое будет развиватьс€ и в будущем.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024