ƒата публикации
31 окт€бр€ 2019
»сточник
ћ√»ћќ
–азделы/материалы
Ќовости ћеждународна€ конференци€ "ѕостсекул€рный мир и международные отношени€"
ѕерсоналии
ўипков ¬асилий јлександрович–асторгуев ¬алерий Ќиколаевич–огоз€нский јндрей Ѕрониславович раруп ћарие
ѕоделитьс€

XII  онвент –јћ»: ћеждународна€ конференци€ "ѕостсекул€рный мир и международные отношени€"

21 окт€бр€ в ћ√»ћќ в рамках XII  онвента –јћ» состо€лась международна€ конференци€ "ѕостсекул€рный мир и международные отношени€", организованна€ факультетом ћеждународной журналистики, при участии –усской экспертной школы и журнала "“етради по консерватизму".

ƒоклады участников конференции были посв€щены проблемам секул€рности и постсекул€рности в современной гуманитарной мысли и международной политике, а также их вли€нию на состо€ние современных международных отношений.

ћодератор встречи ¬.ј.ўипков (ћ√»ћќ) в своем открывающем докладе отметил, что поиск и формулирование нового постсекул€рного подхода в современных гуманитарных исследовани€х направлены в том числе на то, чтобы преодолеть растущие эпистемологические ограничени€ модернового подхода и постмодернизма. ¬ начале встречи участники обозначили, что будут использовать термин "постсекул€рность" в разных значени€х и контекстах, так как традици€ его употреблени€ в науке еще только складываетс€.

√.“.—ардар€н (ћ√»ћќ) св€зал вопрос секул€рности и постсекул€рности с политическими изменени€ми, имевшими место в международных отношени€х в последние годы, а также указал на роль информационной политики, проводимой европейскими —ћ» по отношению к религиозным конфесси€м, как важного индикатора политического мейнстрима. —.¬.ѕеревезенцев (ћ√”) обратил внимание участников встречи на то, что в основе любой идеологической или политической теории лежит вера (ценности и иные нерациональные основани€ действительности). ¬ этом смысле все политические теории могут рассматриватьс€ как разные формы религиозности. ¬.Ќ.–асторгуев (ћ√”), отстаива€ эпистемологические преимущества цивилизационного подхода, пришел к выводу, что конституционный запрет на идеологию следует трактовать в современных культурных и политических реали€х как запрет на суверенную государственную и цивилизационную стратегию. Ѕ.¬.ћежуев (ћ√”), в свою очередь выразил сомнение в эффективности цивилизационного подхода, отметив, что практически все крупные мегаполисы современного мира вписаны в единую глобальную культуру и практически не разделены цивилизационно. ё.¬.ѕущаев (ћ√”) в своем выступлении затронул вопрос об отношени€х религиозного консерватизма и советского консерватизма. ƒоклад ј.ћ.ћалера (√ј”√Ќ) был посв€щен рассмотрению различи€м в понимании ключевых категорий современных категорий мышлени€ (личность, секул€рность) в западных и незападных обществах; докладчик подчеркнул фундаментальное значение религиозного мировоззрени€ в формировании не только культурных, но и социальных и правовых базовых пон€тий в обществе. ѕ.–обинсон (ќттавский университет,  анада) заострил внимание на том, что любую идеологию и саму экономику можно трактовать как религию, а также проанализировал разные подходы к пониманию секул€рности и выделил преимущества и недостатки постсекул€рного подхода в выстраивании международных отношений. ¬.¬.јксючиц в своем выступлении предложил философско-религиозной подход к изучению проблемы секул€рного и постсекул€рного.

Ќ.¬.Ўевцов (ћ√»ћќ) затронул тему изучени€ наследи€ старообр€дчества в российском культурном и философском контексте в св€зи с 400-летием протопопа јввакума. ћ.ƒ. рынжина (ћ√»ћќ) подн€ла вопрос о научном знании в постсекул€рном обществе.

ѕомимо философского, общегуманитарного ракурса на проблему постсекул€рности эксперты затронули и ее региональные аспекты, рассмотрели религиозно-политические процессы в р€де стран. ƒепутат датского парламента (‘олькетинг) ћ. раруп (ƒани€) выступила с докладом, в котором проанализировала, как на развитие взаимоотношений ƒании и ≈— вли€ют темы миграции, межрелигиозных отношений, сохранени€ традиционных религиозных ценностей датского народа. —.¬.„угров (ћ√»ћќ) рассказал о специфике исповедани€ религии в €понской культуре, котора€ заключаетс€ в отсутствии €вной границы между религией и не-религией. ƒоклад ћ.√.јбрамовой (ћ√”) был сфокусирован на рассмотрении проблемы роста попул€рности неоп€тидес€тничества в странах Ћатинской јмерики при одновременном упадке римско-католического вли€ни€. ƒоклад Ќ.ѕетро (”ниверситет –од-јйленда, —Ўј) был посв€щен вопросу о современном состо€нии украинского государства, главна€ проблема которого, по утверждению докладчика, состоит в ложном отождествлении гражданственности с узким национализмом, а также перспективам выстраивани€ в этом контексте российско-украинских отношений. ј.ƒ.√ронский (»ћЁћќ –јЌ) раскрыл проблематику современной религиозной ситуации в Ѕеларуси. “.¬.Ѕеспалова (»нститут Ќаследи€) затронула вопрос о перспективах постсекул€рного подхода в российском контексте, который характеризуетс€ усилением традиционной религиозности. ».¬.»ванишко (–ѕ” св. »оанна Ѕогослова) продолжил анализ российского и зарубежного контекстов и пришел к выводу, что термином "постсекул€рность" можно обозначать усиление не только традиционной религиозности, но и новых религиозных движений.

¬ завершающей части встречи ј.Ѕ.–огоз€нский в своем докладе отметил, что как бы ученые сегодн€ ни называли мир – секул€рным или постсекул€рным, религиозным или пострелигиозным – направление его развити€ определ€етс€ не столько на уровне самих терминов, сколько соотношением сил в пользу одной или другой парадигмы.

¬сего прин€ли участие и выступили с докладами более 20 человек. ѕолный перечень выступавших и тем представлены на сайте –јћ».

 онференци€ прошла при поддержке –‘‘» и јЌќ Ё»—» в рамках научного проекта є19-011-31010.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024