ƒата публикации
01 ма€ 2020
–азделы/материалы
Ќовости «–адикальна€ ортодокси€»: критический анализ
ѕерсоналии
ўипков ¬асилий јлександровичўипков ƒаниил јлександрович
ѕоделитьс€

»здано первое в –оссии исследование «–адикальной ортодоксии»

¬асилий ўипков

¬ издательстве –усской экспертной школы вышло первое в –оссии исследование философско-теологического движени€ «–адикальна€ ортодокси€», предприн€тое ƒ. ј. ўипковым в 1999-2004 годах.

¬первые русско€зычное научное сообщество узнало о движении «–адикальна€ ортодокси€» в 2004 г., когда в —анкт-ѕетербургском государственном университете состо€лась защита диссертации ƒ. ј. ўипкова «”–адикальна€ ортодокси€”: критический анализ». ¬ последующие годы на русском €зыке по€вилось множество статей о «–адикальной ортодоксии», но полноценных обзорных или критических монографий на эту тему не было.  роме того, на русский €зык переведены лишь несколько глав из более дес€тка книг основателей и продолжателей движени€. ¬ результате даже по прошествии 16 лет ссылки на диссертационное исследование ƒ. ј. ўипкова используютс€ в большинстве русско€зычных исследований «–адикальной ортодоксии».

«–адикальна€ ортодокси€» Ц это движение богословов и философов, выступающих против секул€рной «современности» («модернити») с еЄ монопольными правилами на общезначимое высказывание и научное познание Ц метадискурсом. Ёто движение возникло в британских англикано-католических кругах. ≈го основатель ƒжон ћилбанк с группой единомышленников провозгласил своей целью последовательную и всеобъемлющую деконструкцию секул€ризма и возвращение в современный мир христианского образа мыслей в форме, характерной дл€ ¬ысокого —редневековь€ и раннего католичества (XI-XIII вв.).

«–адикальна€ ортодокси€», по€вивша€с€ в ¬еликобритании, тем не менее выступает против аналитической философии, распространЄнной в англо-американском мире, счита€, что с середины XX века эта философи€ уводит британскую теологию от решени€ собственно теологических задач и воспроизводит секул€рную картину миру.

ќснователи движени€ понимают под «ортодоксией» одновременно приверженность св€тоотеческой «матрице», возвращение к более «богатому» христианству, утраченному при наступлении эпохи позднего —редневековь€, выход за границы конфессиональных различий современного христианства, стремление восстановить традиционную христианскую онтологию (вместо секул€рного метадискурса) и создать практическую философию, основанную на неискажЄнном, «аутентичном» христианстве.

≈сли ещЄ 20 лет назад «–адикальна€ ортодокси€» рассматривалась как самобытное и маргинальное движение, то в последние годы она часто упоминаетс€ как важна€ часть нового и набирающего значимость философского направлени€, которое называют постсекул€рным.

ѕроблема выработки и использовани€ постсекул€рного подхода становитс€ одной из центральных в современных философских исследовани€х. ѕостсекул€рный взгл€д подразумевает, что исследователь рассматривает религию не как отдельную область, изучаемую социологией и философией религии, но как составл€ющую часть и даже основание происход€щих политических, социальных, культурных и экономических процессов. “акой подход ориентирован не столько на дискурс о религиозном, сколько на религиозный дискурс и теологию. Ёто ставит перед исследовател€ми новые проблемы, открывает пространство дл€ новых тем, а также задним числом объ€сн€ет повтор€ющиес€ попытки науки и философии Ќового времени преодолеть границы собственных познавательных способностей, выйти за границы узкой «научности» ради укреплени€ и развити€ науки.  акой бы фундаментальной ни выгл€дела стена, которую научное сообщество возводило под брендами рационализма, позитивизма и аналитики и котора€ отдел€ла науку от ненауки, философию от теологии, эта стена никогда не могла привести к полному монополизму и торжеству того иллюзорного секул€рного мира, который она имитировала в своих границах. Ёто вынуждены были констатировать секул€рные исследователи в XX веке Ц мир всегда был религиозным и осталс€ таковым даже в эпоху поздней современности.

¬се указанные причины: развитие постсекул€рной проблематики, сохранение высокого интереса к «–адикальной ортодоксии» у русско€зычных исследователей, отсутствие достаточного количества переводов оригинальных текстов представителей этого движени€ на русский €зык Ц привели нас к решению издать исследование ƒ. ј. ўипкова в виде отдельной монографии.

ƒиректор –усской экспертной школы,
доцент кафедры международной журналистики
ћ√»ћќ ћ»ƒ –оссии, канд. филос. наук
¬. ј. ўипков

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024