—качать, pdf
ƒата публикации
27 окт€бр€ 2020
–азделы/материалы
—татьи»сследовани€ —борник научных статей "—ловесно-исторические научные чтени€ им. “. Ќ. ўипковой. √уманитарные науки и отечественное образование. »стори€, преемственность и ценности"
ѕоделитьс€

ќ концепции культурно-образовательной политики

¬ладимир јристархов

≈щЄ до относительно недавнего времени не существовало отдельных пон€тий "воспитание" и "образование". Ѕыло общее пон€тие – "просвещение", в котором образование и воспитание рассматривались как два неотъемлемых аспекта этого процесса. Ѕессмысленным считалось как знание без духовных ценностей, так и ценности, не подкреплЄнные знани€ми. “ак было в –оссийской империи, так было в советское врем€. »сключением стали 1990-е годы, когда государство сознательно отказалось от задачи воспитани€ молодЄжи.

“аким образом, на срок жизни одного поколени€ выпало два перелома. ѕервый – начало 1990 годов – отказ от функции воспитани€. ј второй – то, что происходит сейчас. —овременный период € бы назвал периодом постепенного поворота государства к решению задачи воспитани€. ѕоворот выражаетс€ в том, что на самом высоком уровне сформирована концепци€ государственной культурно-образовательной политики. «адача моего доклада – разъ€снить ту логику, которой придерживались разработчики этой концепции, и рассказать, что в итоге получилось.

¬ законе об образовании, прин€том в 2012 году1, введено пон€тие "воспитание". Ёто "де€тельность, направленна€ на развитие личности, создание условий дл€ самоопределени€ и социализации обучающегос€ на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и прин€тых в обществе норм поведени€ в интересах человека, семьи, общества и государства". ѕоскольку в  онституции фактически заложен запрет на идеологию, трудно ответить на вопрос: что же это за ценности и правила? “рудность очевидна, но воспитание не имеет смысла, если эти ценности не будут определены. –абота над решением данной проблемы началась в ћинистерстве культуры –оссийской ‘едерации при министре ¬. –. ћединском.

–езультатом такой работы стали следующие документы, утверждЄнные указами ѕрезидента –оссийской ‘едерации:

ќсновы государственной культурной политики2;

—тратеги€ национальной безопасности3, в которой есть большой раздел " ультура".

„то же было положено в основу данных документов? ќтправной точкой стало пон€тие патриотизма. Ќо почему именно российский патриотизм, а не патриотизм "гражданина мира" или нечто иное?

ƒл€ ответа на данный вопрос был использован цивилизационно-ценностный подход. ќсновоположником его считаетс€ наш великий учЄный Ќ. я. ƒанилевский (1822Ц1885). —уть подхода – признание того, что человечество, единое на биологическом уровне, не €вл€етс€ единым на уровне социальном. „еловечество существует в форме больших общностей, которые называют культурами; Ћ. Ќ. √умилЄв называл их суперэтносами, ну а сейчас наиболее употребительно слово "цивилизации".

»нтуитивно пон€тно, что китайска€ цивилизаци€, например, отличаетс€ от американской, а русска€ – от мусульманской. Ќо в чЄм заключаетс€ это отличие? — точки зрени€ цивилизационно-ценностного подхода отличие – в ценност€х: в тех представлени€х о добре и зле, в том жизненном опыте, который накоплен этими цивилизаци€ми.

ќтсюда определение культуры, данное в ќсновах государственной культурной политики: культура – это "совокупность формальных и неформальных институтов, €влений и факторов, вли€ющих на сохранение, производство, трансл€цию и распространение духовных ценностей". “о есть через культуру человек приобщаетс€ к исторически сложившимс€ ценност€м и нормам поведени€, которые как бы закодированы в нашем материальном и нематериальном наследии. » приобщение к этим ценност€м делает нас теми, кем мы €вл€емс€, то есть формирует нашу российскую идентичность. ќтсюда вытекает р€д следствий, которые нашли своЄ отражение в нормативных актах.

ѕервое следствие.  ультура €вл€етс€ объедин€ющей основой нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. ћы разные, но мы вместе именно благодар€ общей системе ценностей.

» это не отказ от признани€ отдельных наций. Ёто признание того, что в многонациональной общности российского народа есть общее ценностное €дро. ќтсюда пон€тие общего культурного пространства, заложенное в —тратегии национальной безопасности.

¬торое следствие – это пон€тие культурного суверенитета. ѕоскольку культуры у цивилизаций разные, то мы защищаем не культуру вообще, а именно нашу, российскую культуру.

Ёто не закрытость от внешнего мира. Ќапротив, мы всегда отличались умением воспринимать всЄ лучшее, чего добилось человечество. Ќо это именно наш выбор, а не то, что нам могло бы быть нав€зано извне. ѕоэтому введено пон€тие культурного суверенитета.

“ретье следствие. Ќеобходимо как-то назвать те духовные ценности, о которых идЄт речь. ѕон€тно, что мы можем неосознанно придерживатьс€ их, зна€ нашу историю и культуру, но всЄ же необходима и осознанна€ формулировка. » это отражено в —тратегии национальной безопасности, где перечислены традиционные ценности российской культуры. Ќа первое место поставлен приоритет духовного над материальным. »менно эта черта €вл€етс€ важнейшим отличием русского народа, русской и российской культуры на прот€жении нескольких веков.

”точню, что это, безусловно, православные ценности. ѕричЄм не имеет значени€, €вл€етс€ ли человек верующим или неверующим, относитс€ ли он к православной конфессии или к какой-то другой. Ќезависимо от всего этого, если он росси€нин, если он воспитан в российской культуре, то он воспитан именно в духе православных ценностей.

ѕоследнее, четвЄртое следствие – практическое. ƒл€ того чтобы вот эта ценностна€ составл€юща€ культуры работала на воспитание, должна проводитьс€ государственна€ культурна€ политика. ¬  онституции как раз и говоритс€ о проведении единой государственной политики в сфере культуры. Ёто и есть задача воспитани€. ѕоэтому правильней было бы называть это культурно-образовательной политикой.

“о есть когда мы утверждаем национальные проекты, реализовываем государственные программы, нам необходимо думать не только о посещаемости музеев и о количестве проданных билетов. ¬ажно думать о содержании: насколько соответствует нашей культуре то, что мы видим на сцене театра, на экране в кино, на выставках в музе€х и т. д.

–ечь идЄт не о цензуре как о предварительном согласовании того, что можно и что нельз€ говорить. –ечь идЄт именно о государственной политике. ќб отказе государства поддерживать то, что €вл€етс€ самоубийственным дл€ общества и дл€ нашей культуры.

—фера культуры – весьма обширное пон€тие. ¬ этой сфере министерство культуры занимаетс€ театрами, музе€ми, библиотеками. –оспечать занимаетс€ —ћ». ќбразованием занимаютс€ уже целых два министерства. Ќо единой политики у всех этих ведомств как не было, так и нет. ѕотому что нет необходимого взаимодействи€ между ведомствами.

ѕоэтому можно сказать, что концепци€ культурно-образовательной политики у нас есть, а самой этой политики нет. ѕочему так – это тема дл€ отдельного обсуждени€.

¬. ¬. јристархов – директор –оссийского научно-исследовательского института культурного и природного наследи€ имени ƒ. —. ЋихачЄва

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024