—качать, pdf
ƒата публикации
27 окт€бр€ 2020
–азделы/материалы
—татьи»сследовани€ —борник научных статей "—ловесно-исторические научные чтени€ им. “. Ќ. ўипковой. √уманитарные науки и отечественное образование. »стори€, преемственность и ценности"
ѕоделитьс€

“радиции и сегодн€шний день филологического факультета —√ѕ» – —√ѕ” – —мол√”

¬алентина  овалЄва

ѕерефразиру€ известное выражение, относ€щеес€ к одному из периодов развити€ русской литературы: "¬се мы вышли из гоголевской "Ўинели"", – скажу, что мы – и бывший факультет русского €зыка и литературы, и факультет иностранных €зыков – вышли из историко-филологического факультета —моленского государственного педагогического института (—√ѕ»). —в€зь наших факультетов – нынешнего филологического и факультета истории и права – по-прежнему крепка, о чЄм свидетельствуют проводимые сегодн€ словесно-исторические чте-ни€, посв€щЄнные 90-летнему юбилею “ать€ны Ќиколаевны ўипковой.

¬ советские времена исторические факультеты в вузах считались "идеологическими", ин€зы всегда были фрондой, литфаки занимали промежуточное положение между ними. ѕри этом каждый факультет, отлича€сь от других "лица необщим выраженьем", не отворачивал своего лица от партнЄров. “ак, в период —√ѕ» выпускники получали профессии учител€ русского €зыка, литературы и истории, учител€ истории и английского €зыка, учител€ иностранного и русского €зыков.

Ќужно сказать, что филологические традиции в нашем вузе закладывались в первую очередь преподавател€ми – выпускниками лучших вузов страны: ћ√”, Ћ√”, ћосковского педагогического института, ћосковского института иностранных €зыков, Ћенинградского педагогического института, вузов ѕерми, √орького, “омска,  уйбышева,  иева. ѕодавл€ющее большинство приехавших в —моленск преподавателей имело учЄные степени, звани€, и в те годы таким специалистам были бы рады многие высшие учебные заведени€ страны. „ем мог привлечь их —моленск? ¬от несколько, на наш взгл€д, лежащих на поверхности причин. ¬о-первых, —моленский пединститут был на хорошем счету у профильного министерства (несколько раз вузу вручалось переход€щее  расное знам€). ¬о-вторых, молодые преподаватели ехали в город с богатым историческим прошлым. ¬-третьих, —моленск не был глухой провинциальной глубинкой, здесь был драматический театр с более чем вековой историей (в насто€щее врем€ —моленскому государственному драматическому театру им. ј. —. √рибоедова более 200 лет).  роме того, город расположен недалеко и от ћосквы, и от ћинска, так что можно приобщатьс€ к культурной жизни не только одного региона, но и всей страны.

ѕредставл€етс€, что самым важным критерием было всЄ-таки наличие работы, возможность получить жильЄ. Ќо вот что было характерно дл€ выбравших —моленск: они крайне редко употребл€ли слово "работать", замен€€ его глаголом "служить". » служили, говор€ словами ј. —. √рибоедова, "делу, а не лицам". ѕоражает то, как много они успевали: занима€сь самообразованием, правильнее сказать – самосовершенствованием, вовлекали в этот процесс и студентов. »нтерес к театру, например, про€вл€лс€ не только в выходах в —моленский драматический театр и поездках на спектакли в театры ћосквы, но и в создании студенческих театральных коллективов, в чЄм особенно преуспел ин€з. Ёта традици€ и сейчас жива на филологическом факультете, только она вышла за факультетские рамки и стала номинацией ежегодного университетского студенческого фестивал€.  иноклубы, клубы интернациональной дружбы, поэтические студии (одна из которых называетс€ "ѕерсоной" и насчитывает почти 30 лет своей де€тельности), а в учебном процессе многочисленные спецкурсы и спецсеминары, расшир€ющие кругозор студентов в разных гуманитарных област€х.  стати, кафедра французского €зыка ещЄ очень долго предлагала студентам разных факультетов спецкурс "Ћатынь и антична€ культура", который читала “. Ќ. ўипкова. “радици€ чтени€ курсов по мировой художественной культуре продолжаетс€ и в наши дни, возможно, уже не так широко, но настолько, насколько это позвол€ют бесконечно мен€ющиес€ стандарты и учебные планы.

ќднако сама€ важна€ дл€ факультета традици€ – это де€тельность научных школ и вовлечение в науку молодых исследователей разных возрастов. Ётот процесс начинаетс€ на первом курсе с научной конференции "ƒебют" (заслуга кафедры литературы и журналистики), продолжаетс€ исследовани€ми и выступлени€ми на конференци€х старшекурсников, магистрантов и аспирантов.

  переименованию педагогического института в педагогический университет факультет подошЄл со своим диссертационным советом. — 1990-х годов выпускники —√ѕ» – —√ѕ” – —мол√” стали получать учЄные степени кандидатов и докторов филологических наук в собственном диссовете ƒ 212.254.01.

ѕереход в статус педагогического университета ознаменовалс€ открытием на факультете новой специальности – "∆урналистика". ≈Є по€вление позволило в некоторой степени решить проблему профессиональных журналистских кадров в регионе. «абега€ вперЄд, скажу, что журналисты по-прежнему востребованы на рынке труда —моленской области. ј перед нами встаЄт нова€ проблема – нехватка кадров высшей квалификации дл€ подготовки будущих журналистов.

¬ 2005 году наш вуз стал "классическим" университетом, и на ин€-зе стали готовить специалистов-переводчиков. ¬ насто€щее врем€ этот профиль работает по программе как бакалавриата, так и магистратуры.

ќбщие научные интересы, совместные научные конференции, проводимые на базе —мол√”, диссертационный совет, в котором защищаютс€ диссертации по русскому и германским €зыкам, по литературе, – всЄ это в первую очередь способствовало объединению двух факультетов в один, и с 1 феврал€ 2012 года в —моленском государственном университете функционирует филологический факультет с двум€ отделени€ми, которые мы условно именуем слав€нским и ро-мано-германским.

—егодн€ – нар€ду с обучающимис€ из –оссии – высшее образование на филологическом факультете по программам бакалавриата получают студенты из –еспублики Ѕеларусь, ”краины, ћолдовы, Ћитвы,  азахстана и “уркменистана. ¬ магистратуре по направлению "‘илологи€" учатс€ студенты из  Ќ–, »талии, ѕольши. Ќаши студенты имеют возможность в рамках программы ERASMUS+ в течение одного семестра проходить обучение в вузах ѕольши (бакалавриат). Ќа факультете работают приглашЄнные преподаватели из √ермании, ѕольши, јмерики. ѕримерно треть€ часть кадрового состава факультета прошла профпереподготовку по преподаванию русского €зыка как иностранного. Ёто направление пользуетс€ особым спросом не только у представителей стран ближнего и дальнего зарубежь€, но и у студентов филологического факультета всех направлений подготовки.

√лавной же традицией, котора€ св€зывает нас с прошлым и позвол€ет уверенно гл€деть в будущее, €вл€етс€ наука: 94% преподавателей факультета имеют учЄные степени и звани€, на шести кафедрах работают 19 докторов наук, профессоров. Ўесть человек защитили докторские диссертации уже после 2012 года, то есть после создани€ объединЄнного филологического факультета, четыре докторские диссертации из указанных шести были защищены в диссертационном совете —мол√”.

Ќа факультете провод€тс€ всероссийские и международные научные конференции, по результатам их работы издаютс€ сборники статей. ћногие из них индексируютс€ в –»Ќ÷. –азве можно было представить в те годы, когда в институте работала “. Ќ. ўипкова, что у нас будет проводитьс€ международна€ научна€ конференци€ "јвраамиевска€ седмица"?!

Ќаучные филологические школы, фундамент которых был заложен ещЄ в —√ѕ» докторами наук, профессорами ¬. —. Ѕаевским, Ё. ћ. Ѕере-говской, √. √. —ильницким, ¬. ¬. »льиным, я. –.  ошелевым, ≈. Ќ. Ѕорисовой, пополн€ют свои р€ды новыми исследовател€ми.

¬ насто€щее врем€ уже ученики наших дорогих наставников продолжают их благородные начинани€ и основывают новые научные школы: квантитативной лингвистики (¬. —. јндреев, ј. √. —ильницкий); точных методов исследовани€ в филологии (». ¬. –оманова, Ћ. ¬. ѕавлова); ономастики и топонимики (». ј.  оролЄва, ¬. —.  артавенко, Ќ. ј. ћаксимчук); когнитивной лингвистики (–. ¬. Ѕелютин).

—егодн€ факультет живЄт насыщенной научной жизнью, успешен в учебной и внеучебной де€тельности, а лучшим доказательством его успехов €вл€етс€ востребованность у абитуриентов тех специальностей, по которым ведЄтс€ подготовка на очном, заочном и очно-заочном отделени€х факультета.

¬. —.  овалЄва, декан филологического факультета —мол√”

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024