ƒата публикации
14 €нвар€ 2021
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с јлександром √ронским
ѕерсоналии
ўипков јлександр ¬ладимирович√ронский јлександр ƒмитриевич
ѕоделитьс€

Ћекторий « рапивенский 4»: јлександр √ронский выступил с докладом «–елигиозно-политические вызовы ѕравославию в современной Ѕелоруссии»

13 €нвар€ 2020 года в рамках публичного еженедельного научного лектори€ « рапивенский 4» c докладом на тему «–елигиозно-политические вызовы ѕравославию в современной Ѕелоруссии» выступил российский и белорусский историк ј.ƒ. √ронский Ц к.и.н., ведущий научный сотрудник Ќационального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. ≈.ћ. ѕримакова (»ћЁћќ –јЌ), доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин ћинской духовной академии.

¬ своем докладе ј.ƒ. √ронский рассмотрел три альтернативные религиозные идентичности, представл€ющие наибольшую угрозу дл€ канонического единства ѕравославной ÷еркви. “аковыми он считает униатство, идею автокефального православи€ и нео€зычество.

¬озникновение униатства на территории современной Ѕелоруссии св€зано с заключением Ѕрестской церковной унии 1596 года. Ќовую актуальность иде€ унии обрела в период ѕерестройки, когда ”ниатска€ церковь стала трактовать себ€ как национальную религию белорусов, в противовес латинскому католичеству и ѕравославию. “аким образом, она обнаружила свою политическую подоплеку, св€занную с де€тельностью белорусских националистических кругов.

јвтокефальное белорусское православие по€вилось в 1920-е годы XX века при активной поддержке большевизма, сделавшего ставку на обновленчество и церковный раскол. ¬ годы ¬еликой ќтечественной войны идею автокефалии реанимировали белорусские коллаборанты. Ќемцы поддержали этот проект и под давлением оккупационных властей автокефали€ формально была объ€влена. “аким образом, эта иде€ также носила определенный идеологический и политический характер.

Ќео€зычество, как указывает √ронский, зародилось в 1960-70-е годы в среде аспирантов кафедр истории  ѕ——, которые получили доступ к трофейным документам нацистской √ермании. ¬ 1980-е годы на волне «возвращени€» к условным или «изобретенным» практикам, нео€зычество стало набирать попул€рность в молодежных субкультурах. ќфициально они не зарегистрированы и действуют как молодежные или культурные организации.

Ќео€зычество считает себ€ этнической религией. ¬ Ѕелоруссии нео€зычники дел€тс€ на три группы: русские нео€зычники, св€занные с русским национализмом, белорусские слав€нские нео€зычники, св€занные с белорусским национализмом, и литвинские нео€зычники, которые считают, что белорусы Ц это «балты», то есть литвины.

¬се три религиозные направлени€, о которых говорил ј.ƒ. √ронский, св€заны с агрессивно-националистической политикой, направленной против канонического единства –усской ѕравославной ÷еркви. ƒл€ автокефалистов, униатов и нео€зычников национальный вопрос €вл€етс€ основным. Ќосители этих религиозных идентичностей претендуют на курирование не только религиозной, но и политической повестки в Ѕелоруссии. ќпасность этих религиозных формирований заключаетс€ в том, что их поддерживают политики, заинтересованные в разделении русского и белорусского народов. Ёти религиозные течени€ рассматриваютс€ как идеологические маркеры сепаратности, отдельности Ѕелоруссии от –оссии.

¬ работе лектори€ « рапивенский 4» прин€ли участие ученые из –ѕ” св. »оанна Ѕогослова, ћосковской духовной академии, ћ√” им. ћ.¬. Ћомоносова, ¬оронежского госуниверситета, ћ√»ћќ ћ»ƒ –‘, –усской экспертной школы, Ќаучно-аналитического центра ¬–Ќ—.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024