ƒата публикации
12 марта 2021
»сточник
ќфициальный сайт ћосковского ѕатриархата
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с ѕавлом ƒоброцветовым
ѕерсоналии
ƒоброцветов ѕавел  ириллович
ѕоделитьс€

¬ –оссийском православном университете обсудили актуальные вопросы патрологических исследований

10 марта 2021 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «—овременные проблемы православной патрологической науки» выступил доцентр кафедры богослови€ ћосковской духовной академии кандидат философских наук, кандидат богослови€ ѕ. . ƒоброцветов. ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

”ченый отметил, что патрологи€ имеет триединый предмет исследовани€ Ц это биографии отцов ÷еркви, их сочинени€, а также их учение. ¬первые термин «патрологи€» был использован протестантским теологом »оганном √ерхардом (1582-1637). ƒореволюционный профессор из  иева —.Ћ. ≈пифанович (1886-1918) дал следующее определение: «ѕатрологи€ есть наука, имеюща€ своей задачей историческое изучение развити€ церковной письменности и постепенного раскрыти€ в ней христианского вероучени€, нравоучени€ и церковной практики». ¬ св€зи с этим следует отметить, что патрологи€, сосредоточенна€ на творени€х и учении св€тых отцов, очень важна и дл€ других церковно-научных дисциплин: догматики, нравственного богослови€, экзегетики и пр.

¬ православной патрологии прин€ты следующие критерии определени€ авторитета церковных писателей: лична€ св€тость, православность учени€, признание ÷ерковью. ѕоследний критерий €вл€етс€ решающим. ќтцы ÷еркви обладают особым авторитетом, в их трудах сохран€етс€ преемственность —в€щенного ѕредани€ ÷еркви.

»сторическое развитие патрологии началось в XVII веке и св€зано с полемикой между католиками и протестантами, а также развитием книгопечатани€. —ледует отметить, что в западном богословии в основном используетс€ термин «патристика», который не совсем тождествен патрологии.

¬ –оссии патрологи€ развивалась с XIX века. «начимой вехой стало начало издани€ в 1821 году журнала «’ристианское чтение» при духовной академии в —анкт-ѕетербурге. Ќа основе духовных академий была начата системна€ работа по переводам св€тоотеческих творений и их изучению.   1917 году русска€ патрологическа€ наука достигла значительных результатов, однако затем из-за революционных событий развитие данной науки в –оссии замедлилось. ¬ то же врем€ значительный вклад в патрологические исследовани€ внесла русска€ православна€ эмиграци€, в частности, протоиерей √еоргий ‘лоровский, протоиерей »оанн ћейендорф, архимандрит  иприан ( ерн), ¬.Ќ. Ћосский, архиепископ ¬асилий ( ривошеин) и др. »з зарубежных православных исследователей нашего времени можно отметить я. ѕеликана, ∆.- . Ћарше, ƒж. Ѕэра, протоиере€ Ёндрю Ћаут, из отечественных Ц недавно почившего ј.». —идорова, митрополита ¬олоколамского »лариона, ј.–. ‘окина, игумена ƒиониси€ (Ўленова) и др.

ƒокладчик также рассказал об особенност€х протестантской и католической патрологии. “ак, в протестантской патрологии прослеживаетс€ иде€ о том, что св€тые отцы изменили первоначальное христианство, к которому необходимо вернутьс€.  атолические исследователи внесли большой вклад в перевод и издание трудов св€тых отцов Ц как греческих, так и латинских. ¬ отличие от ѕравославной ÷еркви, в католичестве «патрологическа€» эпоха ограничена на ¬остоке преподобным »оанном ƒамаскиным, на «ападе Ц »сидором —евильским. ¬ ѕравославии св€тоотеческа€ эпоха не имеет ограничени€ во времени, и св€тые отцы по€вл€лись и в последующие эпохи.

ѕ. . ƒоброцветов отметил некоторые проблемы современной патрологии. “ак, порой чрезмерное внимание удел€етс€ спорным авторам, даже еретическим, в ущерб изучению наследи€ св€тых отцов. “акже часто св€тых отцов изучают как своеобразных философов и исторических де€телей, а не выразителей Ѕожественного ќткровени€. ¬ современных исследовани€х зачастую отсутствует понимание преемственности св€тоотеческого наследи€, делаетс€ акцент на внешних (нецерковных) факторах, вли€вших на св€тых отцов. ѕодвергаетс€ оспариванию принцип согласи€ отцов (consensus patrum). «начимой проблемой €вл€етс€ недофинансирование патрологических исследований в –оссии, разобщенность исследовательского сообщества.

ƒокладчик также отметил, что негативно сказываетс€ вли€ние западной патрологии на российских исследователей, €вл€ющеес€ в том числе следствием обучени€ клириков –усской ѕравославной ÷еркви в западных вузах, где они усваивают соответствующие подходы к изучению св€тых отцов, в духе рел€тивизма и экуменической открытости.

Ѕолее детально ѕ. . ƒоброцветов остановилс€ на вопросах, св€занных с авторством јреопагитского корпуса, творени€ми преподобного ћакари€ ≈гипетского, преподобного »сака —ирина, св€тител€ √ригори€ ѕаламы.

¬ыступление ѕ. . ƒоброцветова продемонстрировало, что, несмотр€ на указанные проблемы, отечественна€ патрологи€ продолжает развиватьс€.

—правка

Ќаучный лекторий « рапивенский 4» социально-гуманитарного факультета –оссийского православного университета св€того »оанна Ѕогослова открыт в €нваре 2021 года. —туденты, преподаватели и друзь€ –ѕ” приглашаютс€ на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богослови€, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Ћекторий носит научно-просветительский характер. «адача лектори€ привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности православи€ и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

Ћекторий « –јѕ»¬≈Ќ— »… 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц декан социально-гуманитарного факультета –ѕ”, доктор политических наук ј. ¬. ўипков. Ћекторий проходит еженедельно по средам с 18:00 до 19:00 (мск).

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024