ƒата публикации
26 апрел€ 2021
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с ¬ладимиром  атасоновым
ѕерсоналии
 атасонов ¬ладимир Ќиколаевич
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» обсудили проблемы трансгуманизма в свете христианской антропологии

21 апрел€ 2021 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «“рансгуманизм в свете христианской антропологии» выступил доктор философских наук, доктор богослови€ ¬.Ќ.  атасонов.

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

ƒокладчик отметил, что термин «трансгуманизм» возник в 1960-х гг. и впервые был использован общественным де€телем ƒжулианом ’аксли. ¬ указанную эпоху получили распространение идеи светского гуманизма, атеизма, внерелигиозной этики, а также т.н. крионики (заморозки человека).

Ќа развитие трансгуманистических идей большое вли€ние оказала значительна€ математизаци€ науки, а также развитие компьютерной техники. ¬ 1990 году была организована «¬семирна€ ассоциаци€ трансгуманистов».

“рансгуманизм декларирует возможность развити€ жизни и разума вне рамок «человеческих форм» с помощью науки и технологий. —оответственно, в трасгуманизме получают развитие такие идеи, как «моделирование мозга», «перезагрузка сознани€», «свободное от материи сознание». ѕредполагаетс€ достижение «точки сингул€рности», когда машины и искусственный интеллект научатс€ воспроизводить себ€.

¬.Ќ.  атасонов отметил, что, несмотр€ на весь «пафос», идеи трансгуманизма несосто€тельны и утопичны. “ак, относительно «пересадки сознани€» не€сно, что собственно «пересаживать», поскольку вопрос о том, что такое сознание, наукой не решен. “акже многие особенности человека принципиально не получаетс€ смоделировать Ц например, наличие свободы выбора (недетерминированность). —о свободой св€зана ответственность человека, его культура, творческа€ способность человека, религиозна€ жизнь и пр. ¬се это смоделировать невозможно.

√овор€ об отношении христианства к трансгуманизму, ¬.Ќ.  атасонов, прежде всего, отметил, что ÷ерковью уже был отвергнут платонизм (неоплатонизм), с его иде€ми о вечной материи, предсуществовании душ и прочем. “рансцендентный Ѕог в философии платонизма, как и трансгуманизма, не предполагаетс€. ¬ то же врем€, в христианской антропологии, предполагающей существование “ворца и человеческой свободы, положены четкие границы, которые трансгуманистическа€ идеологи€ преодолеть не в состо€нии.

ƒокладчик отметил определенное трансгуманистическое измерение процесса цифровизации, в котором человек сводитс€ к своему «цифровому» образу, преодолеваютс€ традиционные социальные св€зи, человек все более остаетс€ в одиночестве Ц наедине с миром и самим собой, что упрощает манипул€цию над людьми и имеет, тем самым, политические последстви€.

—правка

Ќаучный лекторий « рапивенский 4» социально-гуманитарного факультета –оссийского православного университета св€того »оанна Ѕогослова открыт в €нваре 2021 года. —туденты, преподаватели и друзь€ –ѕ” приглашаютс€ на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богослови€, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Ћекторий носит научно-просветительский характер. «адача лектори€ привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности ѕравослави€ и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», декан социально-гуманитарного факультета –ѕ”, доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024