ƒата публикации
10 ма€ 2021
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с ‘едором √айдой
ѕерсоналии
√айда ‘едор јлександрович
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» представлен доклад о понимании личности в российской мысли XIX-XX веков

5 ма€ 2021 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «‘ормирование представлени€ о личности в российской общественной мысли XIX-XX веков» выступил доктор исторических наук, доцент исторического факультета ћ√” им. ћ.¬. Ћомоносова ‘.ј. √айда.

ƒокладчик отметил, что до 1830-х годов в –оссии слово «личность» в основном употреб€лось в контексте чего-то оскорбительного и св€занного с самолюбием, а не в тех значени€х, которые имеютс€ у этого пон€ти€ сегодн€. Ќа рубеже XVIII-XIX веков слово «личность» также начало получать философкое наполнение, примерно соответству€ пон€ти€м «субъект», «индивидуальность».

¬ конце 1830-х годов под вли€нием немецкой философии (особенно √егел€) в –оссии личность все больше стала пониматьс€ как «самосознание». —оответствующие трактовки получили распространение в философии ¬.√. Ѕелинского, «народников» и др., а затем были перенесены на более широкий уровень. »з философии личности выросло понимание общего коллективного самосознани€ «передовых людей» (интеллигенции). ¬ этом контексте самосознание может максимально про€вл€ть себ€ тогда, когда оно идет за некой «спасительной идеей».

¬ XIX веке в –оссии получило развитие и иное понимание личности, что св€зано с рецепцией «ƒобротолюби€» Ц сборника св€тоотеческих поучений. ќдин из крупных государственных де€телей –оссии ћ.ћ. —перанский, прочитав «ƒобротолюбие» в 1816 году, многие идеи этого сборника использовал в своей философии. ¬ 1838 году —перанский дал такое определение личности: «—обственность лица есть власть человека над собственными его силами, как душевными, так и телесными. ¬ласть си€ основана на первообразной власти духа над душою и души над телом. —ие называетс€ личностью, самосто€тельностью (personnalité)». ѕредставление о власти духа над душою и души над телом, веро€тно, почерпнуто из «ƒобротолюби€», в котором, в частности, имеютс€ схожие суждени€ прп. Ќикиты —тифата и прп. ћакари€ ¬еликого.

‘.ј. √айда также отметил, что известный философ-слав€нофил ».¬.  иреевский после ознакомлени€ со св€тоотеческой традицией также пришел к такому же пониманию личности, которое было у ћ.ћ. —перанского. ƒанную традицию понимани€ личности продолжили ‘.ћ. ƒостоевский и свт. ‘еофан «атворник. —ледует отметить, что ƒостоевский противопоставл€л западное понимание личности (господство «€», самосознани€, эгоизм) и христианское, дл€ которого характерно самопожертвование: «–азве в безличности спасение? Ќапротив, напротив, говорю €, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже гораздо в высочайшей степени, чем та, котора€ теперь определилась на «ападе. ѕоймите мен€: самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себ€ в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего ее могущества, высочайшего самообладани€, высочайшей свободы собственной воли. ƒобровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер Ц [это] можно только сделать при самом сильном развитии личности» (««имние заметки о летних впечатлени€х»).

‘.ј. √айда в своем докладе также рассмотрел представлени€ о личности в философии ¬.—. —оловьева, Ќ.ј. Ѕерд€ева и др. —воеобразный «ультраперсонализм» свойствен Ќ.ј. Ѕерд€еву, ѕ.ј. ‘лоренскому, —.Ћ. ‘ранку. јльтернативна€ концепци€ личности представлена в трудах √.¬. ‘лоровского, ћ.ћ. Ѕахтина, которых можно расматривать как продолжателей традиции ƒостоевского.

“аким образом, в XIX-XX веках в –оссии сформировались два основных понимани€ личности, основанных соответственно на немецкой философии и на христианском св€тоотеческом наследии.

—ледующее заседание научного лектори€ « рапивенский 4» состоитс€ 12 ма€ 2021 г. ƒокладчик Ц ј.¬. ўипков. “ема: «÷ерковна€ наукометри€».

—правка

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», декан социально-гуманитарного факультета –ѕ”, доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024