ƒата публикации
20 ма€ 2021
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с »риной ¬оронцовой
ѕерсоналии
¬оронцова »рина ¬ладимировна
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» представлен доклад о русском религиозном сознании в начале XX века

19 ма€ 2021 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «—оциальное и духовное в истории религиозного движени€ в –оссии конца XIX Ц начала XX века» выступила ».¬. ¬оронцова, кандидат богослови€, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Ќовейшей истории –усской ѕравославной ÷еркви ѕравославного —в€то-“ихоновского гуманитарного университета. ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

ѕо словам докладчика, движителем русского религиозного сознани€ всегда был «интенсивный поиск истины» Ц как интеллектуальной, так и социальной. ѕри этом в конце XIX века активно распростран€лась социалистическа€ идеологи€, научное сознание, а также западные богословские идеи. Ёто вли€ло на русское богословие и религиозную философию. ¬ просвещенных сло€х общества было подорвано традиционное сознание, основанное на доверии к ÷еркви и церковным догматам как богооткровенной истине. ћногие образованные люди отходили от религии, либо пытались осмыслить ее в рационалистическом духе.

¬ ту эпоху за€вили о себе новые богословы, которые пытались примирить религиозное сознани€ церковного народа и секул€рное сознание светского общества, «воцерковить» общественные отношени€. ѕо€вились св€щеннослужители, которые активно размышл€ли о проблемах общества, реформах (например, протоиерей ¬алентин —венцицкий). ’ристианские ценности стали использоватьс€ в качестве лозунгов в социальной пропаганде. ќдновременно распростран€лась критика в отношении официальной ÷еркви.

ярким примером нового социального направлени€ христианства стало создание помещиком Ќ.Ќ. Ќеплюевым трудового братства. Ћекции Ќеплюева были весьма попул€рны. ≈ще один пример Ц де€тельность св€щенника √ригори€ ѕетрова, который в 1898 г. выпустил книгу «≈вангелие как основа жизни». Ќо де€тельность ѕетрова очень скоро прин€ла политический характер, а впоследствии он утратил веру.

¬ начале XX века русска€ интеллигенци€ размышл€ла о возвращении в ÷ерковь, но при условии ревизии привычного церковного уклада. ”частники религиозно-философских собраний в —анкт-ѕетербурге говорили о необходимости религиозного возрождени€, с акцентом на социальной жизни. ќдним из про€влений этого было учение ƒ.—. ћережковского о —в€той “роице как образце социума и будущем наступлении «третьего «авета». √оворилось о спасительности обыденной мирской жизни при условии веры во ’риста. ¬ такой системе взгл€дов не было места пока€нию, аскетике, монашеству и другим составл€ющим традиционного ѕравослави€. ¬ религиозно-философской мысли происходило своеобразное «оправдание плоти».

¬ 1907-1911 годах группа участников нового религиозного движени€ (Ќ.ј. Ѕерд€ев и др.) вела дискуссию с марксистами (ј.¬. Ћуначарским и др.). «Ќовые христиане» считали недопустимым социальное насилие и наде€лись приобщить революционеров к религиозному сознанию. Ёти попытки были высме€ны Ћ.ƒ. “роцким. ¬ то же врем€, «христианские социалисты» признавали невозможность устроени€ общественной жизни без религии и поддерживали идеи церковных реформ. ¬ основном представители новых идейных течений выступали за разделение ÷еркви и государства.

».¬. ¬оронцова представила широкую палитру новой религиозной мысли в –оссии конца XIX Ц начале XX веков, затронула взгл€ды многих известных де€телей той эпохи (—.Ќ. Ѕулгакова, архимандрита ћихаила (—еменова) и др.). Ќа ее взгл€д, представители новых религиозных течений, отвергнув традиционную православную догматику и аскетику, «предложили использовать религию как орудие земного благоустройства». “акже «была проведена мысль о допустимости участи€ христиан в актах общественного насили€». »тогом рассматриваемых процессов, по мнению ».¬. ¬оронцовой, стало «по€вление в русском обществе накануне 1917 года посттрадиционной модели конфессионального сознани€, признаками которой €вл€ютс€ обмирщение христианства, умаление его духовных ценностей, приоритет светской, а не религиозной этики, адогматизм». Ёто ведет к искажению христианства, по мнению докладчика.

ѕодробно познакомитьс€ с социально-религиозными поисками в российском обществе и историей возникшего в среде литераторов и философов либерал-реформаторского общественного движени€ в начале XX века можно в фундаментальном исследовании ».¬. ¬оронцовой «”«аколдованный круг русского сознани€...”. ѕроблемы социально-религиозного поиска в православной –оссии второй половины XIX Ц начала XX века».

—ледующее заседание научного лектори€ « рапивенский 4» состоитс€ 26 ма€. — докладом на тему «ѕастырство и психологи€: сложности диалога» выступит проректор по научно-богословской работе —ретенской духовной академии, кандидат богослови€ протоиерей ¬адим Ћеонов.

—правка

Ќаучный лекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц заместитель главы ¬семирного русского народного собора, первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», декан социально-гуманитарного факультета –ѕ” доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024