ƒата публикации
27 ма€ 2021
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с протоиереем ¬адимом Ћеоновым
ѕерсоналии
протоиерей ¬адим Ћеонов
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» обсудили вопросы взаимодействи€ пастырства и психологии

26 ма€ 2021 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «ѕастырство и психологи€: сложности диалога» выступил проректор по научно-богословской работе —ретенской духовной академии кандидат богослови€ протоиерей ¬адим Ћеонов.

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

ƒокладчик отметил, что сегодн€ про€вл€етс€ тенденци€ ко всЄ большему использованию психологии в конфессиональной сфере, в том числе в ѕравославной ÷еркви. ѕротоиерей ¬адим Ћеонов образно оценил сближение пастырства и психологии как взаимодействие двоих путников, которые хот€т идти по одной дороге, но наход€тс€ по разные стороны большого пол€, полного «взрывоопасными» местами. Ѕез «разминировани€» проблемных зон сближение может оказатьс€ неконструктивным.

Ќаиболее проблемные вопросы взаимодействи€ православного пастырства и современной психологии:

Ќеоднородность и противоречивость психологических учений, по-разному объ€сн€ющих человека и его поступки. ¬озникают вопросы о том, с какими именно направлени€ми психологии целесообразно взаимодействовать с точки зрени€ православного пастырства? Ќапример, какую из теорий психоанализа можно использовать, какие антропологические модели?

ќтсутствие «иммунной системы» психологии. ¬ ÷еркви, в православной вере есть та внутренн€€ основа, котора€ позвол€ет отличать истину от лжи, от ереси. ѕодобные механизмы есть в классической науке, котора€ имеет четкие критерии достоверности научного знани€, что позвол€ет не допускать развитие лженауки. Ќо в психологии с этой точки зрени€ про€вл€етс€ больша€ «толерантность» и синкретизм, допускаетс€ использование самых разных методов, в том числе сомнительных как с духовной, так и научной точки зрени€ (оккультных и др.). “аким образом, открывать «двери» ÷еркви перед всем психологическим сообществом на данном этапе неразумно.

—уществует противоречие между христианством и психологией в существенных ценностных установках. ѕон€тие «нормы» крайне размыто в психологическом дискурсе. ѕо-разному понимаетс€ в пастырстве и психологии межчеловеческое общение. ¬ психологии это отношени€ с «клиентом», «пациентом», зачастую содержат коммерческую и договорную составл€ющую. „еловек редуцируетс€ с уровн€ богоподобного существа до уровн€ потребител€ услуг. ¬ отношени€х св€щенника и собеседника главное Ц реальна€ духовна€ польза человека, не предполагающа€ каких-либо финансовых и договорных отношений.

—ущественные противоречи€ возникают с точки зрени€ понимани€ позиции человека в мироздании. ¬ современной психологии зачастую продвигаетс€ принцип т.н. здорового эгоизма (себ€люби€), что несовместимо с этосом христианства. ѕротоиерей ¬адим Ћеонов привел характерные слова ≈вангели€: «Ћюб€щий душу свою погубит ее; а ненавид€щий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (»н. 12:25); «отвергнись себ€, и возьми крест свой, и следуй за ћною» (ћк. 8:34). Ётот подход отличаетс€ от того, что продвигаетс€ в современной психологической литературе. ѕричем подчас дл€ обосновани€ эгоизма психологами используютс€ ложно интерпретируемые слова —пасител€: «возлюби ближнего твоего, как самого себ€» (ћк. 12:31).

ѕротоиерей ¬адим Ћеонов в св€зи с этим отметил попул€рность методик повышени€ уровн€ самооценки в современной психологии. ћежду тем, пастырский и житейский опыт показывает, что очень много людей имеют не заниженную, а завышенную самооценку.

ƒокладчик привел и р€д других примеров несовместимости пастырства и современной психологии.

ѕравославное пастырство немыслимо без пон€тий о Ѕоге, душе, добре, смирении, грехе и др. Ѕез этого немыслимо пастырское душепопечение, тогда как сами эти пон€ти€ став€тс€ под сомнение в психологии, а некоторые психологические учени€ вовсе атеистичны и рассматривают религиозность как психическое отклонение (болезнь).

ѕротоиерей ¬адим Ћеонов также отметил, что сегодн€ в ÷еркви наблюдаютс€ попытки подмены пастырской практики, за которой стоит многовекова€ традици€, психологическими методиками. ѕастырь превращаетс€ в «психоаналитика», который беседует не с верующим, а с «невротиком». ѕо мнению докладчика, развитие психологических практик в ÷еркви Ц это путь к безбожию. Ѕолее актуально применение достижений педагогики, котора€ гораздо более состо€тельна с научной точки зрени€. √лавным же €вл€етс€ практическое освоение православной аскетики и наследи€ св€тых отцов.

ѕосле основного выступлени€ протоиерей ¬адим Ћеонов ответил на вопросы слушателей.

—ледующее заседание научного лектори€ « рапивенский 4» состоитс€ 2 июн€. — докладом на тему «”празднение унии в –оссийской империи» выступит протоиерей јлександр –оманчук Ц заведующий кафедрой церковной истории ћинской духовной семинарии, кандидат богослови€.

—правка

Ќаучный лекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц заместитель главы ¬семирного русского народного собора, первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», декан социально-гуманитарного факультета –ѕ” доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024