ƒата публикации
15 сент€бр€ 2021
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с игуменом ¬италием (”ткиным)
ѕерсоналии
»гумен ¬италий (”ткин)
ѕоделитьс€

—лушател€м научного лектори€ « рапивенский 4» был представлен доклад «–елигиозно-политические идеи русского церковного либерализма XIX Ц начала XX веков: истоки и суть обновленчества»

15 сент€бр€ 2021 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «–елигиозно-политические идеи русского церковного либерализма XIX Ц начала XX веков: истоки и суть обновленчества» выступил секретарь јрхиерейского совета »вановской митрополии, ученый секретарь и старший преподаватель —в€то-јлексеевской »ваново-¬ознесенской православной духовной семинарии, руководитель ћиссионерского отдела »ваново-¬ознесенской епархии игумен ¬италий (”ткин).

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

«»стори€ обновленческого движени€ максимально мифологизирована: совершение богослужений на русском €зыке, литургические новшества и т.д., которые прин€то считать маркерами обновленчества, на самом деле были факультативными €влени€ми. ќбновленцы перешли на новый стиль вместе с греческими ѕоместными ѕравославными ÷ерквами. ¬ остальном их богослужение не отличалось от богослужени€ ѕатриаршей ÷еркви. Ѕолее того, к 1925 году все литургические реформы в обновленчестве были свернуты, а переход на новый стиль фактически отложен», Ц отметил игумен ¬италий.

¬ литературе нередко можно видеть утверждени€ о том, что обновленцами становились бывшие левые социалисты, однако, среди обновленческих лидеров встречаютс€ и бывшие представители правых партий, таких как, «—оюз русского народа».   их числу относились, такие представители обновленческого духовенства как ¬ладимир  расницкий, —ергий  алиновский, јлександр Ќадеждин и др.

ƒокладчик полагает, что на прот€жении дес€тилетий обновленчество воспринималось как постреволюционное €вление. «ѕредшественниками обновленцев прин€то считать св€щенника √ригори€ ѕетрова, т.н. ”группу 32-х петербургских св€щенников”. ѕри этом традиционно подчеркиваетс€ разрыв между ними и основной массой русского духовенства», Ц считает историк. ќднако, по мнению докладчика, такой разрыв совсем неочевиден.

»гумен ¬италий подчеркнул, что термин «обновленчество» по€вилс€ задолго до 1922 года и носит €рко выраженную политическую окраску. ѕосле революции 1905 года на волне подготовки ¬сероссийского ѕоместного —обора вместе с еженедельником «¬ек» стало выходить приложение «÷ерковное обновление», авторы которого выступали за: 1) отказ ÷еркви от сотрудничества с государственной властью; 2) прекращение политической поддержки власти и сотрудничества с правомонархическими организаци€ми; 3) полную самосто€тельность ÷еркви во взаимодействии с либеральной внецерковной общественностью. “ак в 1909 году известный миссионер ».√. јйвазов издал полемическую книгу «ќбновленцы и староцерковники в недрах церковно-общественных настроений нашего времени», а до этого она была частично опубликована в журнале «ћиссионерское обозрение». »гумен ¬италий считает, что это свидетельствует о том, что за 13 лет до обновленческого раскола наметилось четкое политическое разделение на обновленцев и «староцерковников».

¬месте с тем, корни обновленчества следует искать в целом в истории русского духовенства. ƒокладчик предложил несколько тезисов:

1. ƒвижущей силой т.н. епархиальных революций весны-лета 1917 года, в результате которых более 20 епархиальных архиереев были изгнаны со своих кафедр, стало белое духовенство. —татусное белое духовенство стремилось, с одной стороны, к эмансипации от власти епархиальных архиереев, а с другой Ц к отсутствию контрол€ со стороны прихожан. «начительна€ роль белого духовенства в –усской ÷еркви исторически обусловлена крупными размерами епархий и исключительными правами, которое оно получило в XVIII веке при формировании коллегиального управлени€ ÷ерковью после упразднени€ ѕатриаршества. ¬ услови€х частых переводов архиереев фактическое непрерывное управление епархией осуществл€ла духовна€ консистори€, состо€ща€ преимущественно из белого духовенства.

2. ¬ XIX веке ÷ерковь стала важнейшим элементом государственного управлени€. ѕриходское духовенство рассматриваетс€ властью в качестве «воспитателей народа»: нередко св€щенник должен был исполн€ть функции агронома, врача, сельского учител€ и т.д. —оответствующие предметы преподавались в семинари€х с 40-х годов XIX века. ¬месте с тем, в первое столетие существовани€ епархиальных духовных школ, с 30-х годов XVIII века по 40-е годы XIX века, преподавание в них велось на латинском €зыке. ¬ результате дискурс русского духовенства формировалс€ в рамках рационализированной латино€зычной культуры и был оторван от реальной жизни народа. ¬ среде духовенства, получившего достойное гуманитарное образование, по€вл€етс€ неудовлетворенность социальной функцией, которую ему отводило государство, в результате чего формируетс€ и политический запрос, особенно в среде городского духовенства.

3. ¬ ходе ¬еликих реформ јлександра II остро возник вопрос о возможности дл€ духовенства сохран€ть свои функции общественных наставников Ц социальных лидеров на селе. ¬следствие усилий либерального земства с 1867 года полностью прекращаетс€ финансирование школ, где учител€ми были св€щеннослужители. –езультатом становитс€ объединение духовенства с целью защиты своих прав и формирование самосознани€ русского духовенства. Ёти процессы можно проследить по церковной периодической печати, котора€ стала средой формировани€ такого самосознани€. ¬ 1860-х годах в печати по€вл€етс€ пон€тие «церковна€ общественность», котора€ станет €рким маркером позиционировани€ роли духовенства в политической жизни, его самосто€тельности и дистанцировани€ от власти иерархии.

4. — 60-х годов XIX века активно развиваетс€ внутрицерковна€ демократи€ в виде епархиальных съездов и благочиннических собраний. ѕосле поражени€ духовенства на первых земских выборах эти коллегиальные органы начинают напр€мую противопоставл€тьс€ земству в церковной периодической печати. Ќа епархиальных съездах демократическим путем избираютс€ правлени€ духовных семинарий, руководившие, в том числе их финансово-хоз€йственной де€тельностью, и правлени€ возникших с 1870-х годов свечных заводов, которые определ€ли собой экономику епархий. ѕри этом архиерей оказываетс€ исключенным из этих процессов и воспринимаетс€ духовенством исключительно как источник прав последнего без ответных об€занностей.

5. Ќачина€ с реформ 1860-х годов вопросы роста политического самосознани€ св€щеннослужителей были тесно св€заны с их материальным положением. ¬ услови€х необходимости выплат кресть€нами выкупных платежей эта зависимость духовенства от своих прихожан существенно возросла. Ќа прот€жении полувека перед революцией духовенство посто€нно ожидало от государственной власти установлени€ специального денежного содержани€. »менно стремление к надежному обеспечению своего финансового благополучи€ €вл€етс€, по мнению докладчика, одним из главных мотивов активной социально-политической де€тельности дореволюционного духовенства.

«ƒуховенство участвовало в политической жизни уже во врем€ ¬еликих реформ. ќднако такое участие стало наиболее активным в предреволюционный период. ¬ 1912 году ход предвыборной компании в IV √осударственную ƒуму в очередной раз показал возможность непосредственного участи€ духовенства в политической де€тельности. Ќапример, публикации в ”–€занских епархиальных ведомост€х” того времени открыто говор€т: духовенство должно готовитьс€ к выборам; ни каноны церковные, ни постановлени€ церковно-гражданские не запрещают ему принимать участие в политической жизни страны. ќчень важно, что русское духовенство осознает себ€ самоопредел€ющейс€ политической силой, готовой к переустройству ÷еркви на демократических началах», Ц отметил историк. ¬месте с тем, считает игумен ¬италий, «сверху существовала тенденци€ на либерализацию ÷еркви, превращение ≈е в рыхлый, ни на что не способный конгломерат. ¬ ћоскве, например, в этом отношении постаралась православна€ общественность, формальным лидером которой стал обер-прокурор —в€тейшего —инода в 1915 году ј.ƒ. —амарин. ÷елью либеральной общественности было проведение ѕоместного —обора, который должен был оторвать ÷ерковь от государства и лишить власть церковной поддержки. ÷ерковь виделась как конгломерат общин, избирающих архиере€, и временные Ц на очень короткий срок коллективные органы власти».

«ѕод церковным либерализмом € понимаю теоретическое отвержение на рациональной основе особого иерархического устройства ÷еркви, где ÷ерковь рассматриваетс€ как “ело ’ристово, собираемое за ≈вхаристией вокруг апостольских преемников Ц епископата.   началу ’’ века либерализм оказалс€ господствующим трендом в русском богословии и русских духовных школах. ѕри этом церковный либерализм, не мен€€ своей антииерархической сути, зачастую р€дилс€ в консервативные одежды. ¬месте с тем, церковный либерализм оказалс€ на обслуживающих рол€х по отношению к светскому либеральному движению. »менно внешн€€ политическа€ революци€ станет катализатором церковной революции. —осредоточение на материальном, а также стремлению к максимальной свободе в семейных отношени€х Ц второбрачию привело это движение в окончательный тупик, поставив его в полную зависимость от государственной власти, уже не царской, но советской», Ц заключил докладчик.

—ледующий лекторий состоитс€ 22 сент€бр€ в то же врем€. ƒокладчик: историк, публицист, член »нформационной комиссии ћосковской городской епархии, член приходского собрани€ единоверческого храма св€тител€ Ќиколы в —туденцах, руководитель идеологического отдела ѕервого русского телеканала «÷арьград» ћ.ј. “юренков. “ема: «ѕравославие. —тарообр€дчество. ≈диноверие. ќпыты и перспективы преодолени€ русского раскола» (к 50-летию ѕоместного —обора –усской ѕравославной ÷еркви 1971 года).

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ Ц первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», декан социально-гуманитарного факультета –ѕ”, доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024