ƒата публикации
24 сент€бр€ 2021
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с ћихаилом “юренковым
ѕерсоналии
“юренков ћихаил јнатольевич
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» обсудили перспективы преодолени€ русского раскола

22 сент€бр€ 2021 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «ѕравославие. —тарообр€дчество. ≈диноверие. ќпыты и перспективы преодолени€ русского раскола (к 50-летию ѕоместного —обора –усской ѕравославной ÷еркви 1971 года)» выступил историк, публицист, член »нформационной комиссии ћосковской городской епархии, член ѕриходского собрани€ единоверческого храма —в€тител€ Ќиколы в —туденцах, руководитель идеологического отдела ѕервого русского телеканала «÷арьград» ћ.ј. “юренков.

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

«атронув основные вехи истории церковного раскола XVII столети€, ћ.ј. “юренков отметил, что начина€ уже со второй половины XVII века немало старообр€дцев были убеждены в том, что «новообр€дцы не €вл€ютс€ еретиками, а их грех состоит лишь в том, что они не признают старообр€дцев, запреща€ им молитьс€ по их богослужебным книгам и совершать обр€ды по дораскольным чинопоследовани€м». “аких старообр€дцев историк назвал протоединоверцами.

ƒокладчик подчеркнул, что единоверие по€вилось в 1800 году благодар€ усили€м императора ѕавла I и митрополита ћосковского ѕлатона (Ћевшина), а в 1912 году вошел в употребление забытый ныне термин «православное старообр€дчество». ¬ начале ’’ века в –оссии насчитывалось около 600 единоверческих приходов и множество монастырей. Ќа ѕоместном —оборе –усской ÷еркви 1917-1918 гг. было прин€то решение о рукоположении епископа дл€ единоверцев. ѕервым единоверческим епископом стал будущий св€щенномученик —имон (Ўлеев).

ћ.ј. “юренков напомнил, что в 1929 году —в€щенным —инодом под председательством митрополита —ерги€ (—трагородского) были сн€ты кл€твы со старых обр€дов, однако это решение оставалось неактуализированным до 1971 года, когда по инициативе митрополита Ќикодима (–отова) на ѕоместном —оборе были сн€ты кл€твы со старых обр€дов. »сторик считает это событие одним из самых важных в летописи новейшей церковной истории. «ѕриблизитьс€ к исцелению раскола, который произошел во второй половине XVII века, было невозможно без подобного де€ни€. ƒо этого на прот€жении всего XIX-XX веков существовал канонический нонсенс: в –усской ÷еркви были сотни приходов, находившихс€ под соборными кл€твами 1666-1667 гг.», Ц отметил докладчик. «≈диноверческие приходы существовали и в советские годы. ≈сли в 1980-х годах их численность не превышала трех-четырех, то сегодн€ их более тридцати», Ц сказал историк.

јнализиру€ историю раскола XVII столети€, ћ.ј. “юренков обозначил проблему терминологической несогласованности, котора€ нередко возникает в результате неточного словоупотреблени€. «јбсолютное большинство старообр€дцев в XVII веке так себ€ не называли. ¬се они считали себ€ православными, позже по€вилс€ термин ”древлеправославные христиане”, еще позже Ц ”ревнители древлего благочести€”, и только потом Ц ”староверы” и ”старообр€дцы”. ¬се это синонимы. —егодн€ староверами чаще именуют себ€ беспоповцы, а старообр€дцами Ц поповцы. »ногда термин ”староверы” присваивают себе нео€зычники, что некорректно», Ц полагает докладчик.

√овор€ о перспективах преодолени€ русского раскола, историк отметил, что «сегодн€ диалог со старообр€дческими согласи€ми, к сожалению, пассивен». «ачастую это наблюдаетс€ вследствие сохранени€ большого количества общеизвестных разногласий. ¬ то же врем€, по мнению ћ.ј. “юренкова, множество вопросов друг к другу стереотипны и мифологичны. «Ќам нужно чаще встречатьс€. Ќар€ду с рабочим органом –усской ѕравославной ÷еркви, образованным при ќтделе внешних церковных св€зей ћосковского ѕатриархата Ц  омиссией по делам старообр€дных приходов и по взаимодействию со старообр€дчеством, нужно создавать пространство общени€, в рамках которого богословы, публицисты, историки могли бы сформулировать перечень вопросов друг к другу. Ёто позволило бы выделить те вопросы, по которым есть принципиальные богословские и канонические расхождени€, и просить —в€щенноначалие предприн€ть усили€ в направлении их разрешени€. ” нас есть пример: 50 лет назад состо€лс€ —обор, который отменил кл€твы на старые обр€ды. ¬ какой-то степени звеном к преодолению этого разделени€ могут стать единоверческие приходы», Ц заключил ћ.ј. “юренков.

—ледующий лекторий состоитс€ 6 окт€бр€ в то же врем€. ƒокладчик: научный руководитель ѕравославного исследовательского центра «’ризма», кандидат политических наук ≈.ќ. »ванов. “ема: «ѕравославное миссионерство: современное состо€ние и перспективы».

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», декан социально-гуманитарного факультета –ѕ”, доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024