ƒата публикации
01 июл€ 2021
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с ƒмитрием Ўмониным
ѕерсоналии
Ўмонин ƒмитрий ¬икторович
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» обсудили вопросы развити€ теологии и образовани€

30 июн€ 2021 года в –оссийском православном университете св€того »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «“еологи€ и образование. “еологи€ образовани€. “еологи€ в образовании» выступил проректор ќбщецерковной аспирантуры и докторантуры имени св€тых равноапостольных  ирилла и ћефоди€, профессор кафедры ёЌ≈— ќ «ќбразование в поликультурном обществе» –оссийского государственного педагогического университета им. ј.». √ерцена, руководитель ÷ентра образовани€ и теологии –јќ ƒ.¬. Ўмонин.

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

ƒ.¬. Ўмонин отметил, что теологи€ и образование Ц устойчивые, и, в этом смысле, консервативные €влени€ в жизни цивилизации, проблемно, исторически и практически св€занные между собой очень тесно. ѕоэтому попытки разделить их можно сравнить с попытками изъ€ть воспитание из системы образовани€.

¬ традиционном обществе ответственность за образование и воспитании человека делили между собой родители, государство и ÷ерковь. ќднако примерно с XVII века в разных регионах мира у ÷еркви нормотворческую функцию в сфере образовании, замен€€ ее секул€рными компонентами Ц «заботой государства», позитивным законодательством и т.д. ¬ конечном итоге это стало одной из причин кризиса, в котором образование оказалось в XXI веке. ¬ыходом из него может стать поиск путей адекватного возвращени€ теологии в систему образовани€.

ѕон€тие «теологи€ образовани€» по€вилось в западно-христианском контексе, (можно упом€нуть имен€ ѕаул€ “иллиха, ƒжузеппе √роппо, Ёнрике √омеса јумады и др.), которые ставили своей целью создать христианскую теорию образовани€. “очкой отсчета современной теологии образовани€ ƒ.¬. Ўмонин считает энциклику ѕапы ѕи€ XI «Divini illius Magistri» («Ѕожественный ”читель») от 31 декабр€ 1929 года, котора€ провозглашала роль христианского образовани€ в воспитании современного человека. ¬ажнейшими источниками дл€ православного осмыслени€ теологии образовани€ остаютс€ св€тоотеческа€ традици€ (в пример можно привести сочинени€ св€тител€ ¬асили€ ¬еликого «ѕослание к юношам о пользе греческих книг», блаженного јвгустина «ќ христианской науке» и р€д других), в которых кристаллизуетс€ мысль о том, что дл€ христианина система гуманитарного образовани€ имеет важную функцию и гармонично св€зана с богословием, с формированием ценностного мировоззрени€. ¬ XX веке эту мысль в своих богословско-педагогических трудах (особенно, в «ѕроблемах воспитани€ в свете христианской антропологии») продолжает протопресвитер ¬асилий «еньковский, который выражает убежденность в том, что ответственность за воспитание личности несут ÷ерковь, семь€ и государство. ѕри разной сфере ответственности их поле взаимодействи€ едино.

ƒ.¬. Ўмонин представил свои труды, посв€щенные этому вопросу: «“ехнологи€ блага. ќчерки теологии образовани€» (2018) и вышедшую в этом году монографию «“айна ответа: введение в рациональную теологию», в которой предприн€та попытка показать место теологии внутри и вне научного знани€, ее св€зь с образованием от времен мужей апостольских до XVII века, начала эпохи фундаментальной секул€ризации во всем мире.

“еологию в современном образовании ƒ.¬. Ўмонин считает самым эффективным вариантом современного выражени€ философии образовани€. ѕрошедшие дес€тилети€ прерванной образовательной традиции показывают, что ценностный кризис системы образовани€ не преодолеваетс€ за счет цифровизации, компетентностного подхода, современных педагогических технологий и т.д. »сход€ из этого, общей задачей современной теологии остаетс€ наполнение ценностным содержанием российского образовани€. ¬ практическом аспекте это может означать привнесение теологического компонента в содержание курсов истории, политологии, социологии, философии. ѕо мнению ƒ.¬. Ўмонина, теологи€ должна стать содержательным элементом социально-гуманитарных курсов в отечественных вузах.

ѕосле основного выступлени€ ƒ.¬. Ўмонин ответил на вопросы слушателей.

Ќаучный лекторий « рапивенский 4» объ€вл€ет перерыв на летние каникулы. —ледующий семестр откроетс€ заседанием, которое состоитс€ 1 сент€бр€ с.г.

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», декан социально-гуманитарного факультета –ѕ”, доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024