ƒата публикации
19 окт€бр€ 2021
»сточник
ћ√»ћќ
–азделы/материалы
Ќовости
ѕоделитьс€

ћеждународный экспертный круглый стол "–осси€ и мировые религиозные процессы (1991Ц2021)"

14 окт€бр€ в ћ√»ћќ в рамках XIII  онвента –јћ» состо€лс€ международный экспертный круглый стол "–осси€ и мировые религиозные процессы (1991Ц2021)", организованный ‘акультетом международной журналистики. ¬ круглом столе прин€ли участие представители российского академического сообщества, а также зарубежные эксперты из Ѕеларуси, ѕольши, —ербии, —Ўј.

¬стречу открыл декан ‘акультета международной журналистики я.Ћ.—кворцов, отметив, что 14 окт€бр€ – это и день основани€ ћ√»ћќ, и православный праздник ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы. ќн подчеркнул, что ћ√»ћќ – вуз светский по своей форме, но в определенном смысле православный по своему духовному содержанию. ярослав Ћьвович указал на то, что духовным покровителем института €вл€етс€ св€той благоверный кн€зь јлександр Ќевский, именем которого осв€щен храм при ћ√»ћќ и 800-летие которого отмечаетс€ в текущем году. я.Ћ.—кворцов подчеркнул важность религии в системе международных отношений и дипломатии, поскольку часто функции дипломатов могут брать на себ€ духовные лидеры, особенно в тех ситуаци€х, когда возможности светской дипломатии ограничены. ¬ св€зи с этим он напомнил, что накануне в ћоскве состо€лась встреча —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси  ирилла с духовными лидерами јрмении и јзербайджана, котора€ преследовала в том числе миротворческие цели. ƒругой пример – параллельно с развитием российско-польского диалога по сложным вопросам (который проходил при активном участии ћ√»ћќ) состо€лось подписание ѕатриархом  ириллом и ѕредседателем ѕольской епископской конференции митрополитом ёзефом ћихаликом совместного послани€ народам –оссии и ѕольши о примирении.

¬ ходе круглого стола были подн€ты вопросы о проблемах секул€рности и постсекул€рности в современной гуманитарной мысли, политике и международных отношени€х, а также о существующих в мире угрозах мировому православию. — открывающим дискуссию докладом выступил модератор встречи, доцент кафедры международной журналистики ¬.ј.ўипков. ќн отметил, что в современном мире религи€ становитс€ одновременно субъектом и объектом политики: политическое вли€ет на религиозное и вытекает из религиозного, что усложн€ет анализ. ўипков высказал мнение, что дл€ качественного анализа религиозно-политических процессов в мире нельз€ полностью переходить на политический €зык и говорить только о борьбе различных религиозных и политических субъектов за власть и геополитическое вли€ние. ѕо его словам, такой взгл€д тоже необходим, однако без богословского среза, без понимани€, за какие ценности, за какое понимание Ѕога, человека и человеческой истории идет эта борьба, политический анализ рискует упустить из виду важные аспекты.

–ектор —ретенской духовной академии прот. ¬адим Ћеонов озвучил тезис, что главна€ угроза православию заключаетс€ в попытках использовать его в политических цел€х. ѕо его мнению, это про€вл€етс€ в отдельных решени€х  онстантинопольского патриархата, которые ведут к расколу и разрушению православи€ изнутри, тогда как внешн€€ угроза заключаетс€ в проникновении в православие инославных теологических вли€ний.

ћ.ћ.ћчедлова (–”ƒЌ, »нститут социологии –јЌ) обратила внимание на усиление этнизации православных церквей, противоречащее принципу вселенскости православи€, и начавшийс€ процесс переопределени€ союзников православи€ в мире и в международных отношени€х.

ѕрофессор кафедры социологии ».√. аргина рассмотрела вопрос о методологических основани€х научного изучени€ религии в современном мире, отметив важность в конструктивном русле использовать плюрализм научных теорий.

–азвива€ мысль о негативных последстви€х политизации религии, –.Ќ.Ћункин (»нститут ≈вропы –јЌ) отметил, что в насто€щее врем€ с помощью политизации религии некоторые европейские политики стрем€тс€ легализовать свое положение. ѕо мнению эксперта, на практике это ведет к по€влению политизированного пон€ти€ "правильна€ религи€", котора€ обслуживает определенные идеологические установки, св€занные с философией гуманизма, и только такому типу религии открывают полноценные перспективы реинтеграции в европейское общество.

«.ћилошевич (»нститут политических исследований, —ерби€) высказал мнение о том, что интеграци€ европейских стран в рамках ≈вросоюза приводит к усилению давлени€ на православие, особенно со стороны экуменических проектов.

ѕ.√ренье (÷ентр —имоны ¬ейль, —Ўј) назвал основными угрозами дл€ православи€ "инструментализм" современного технократического мира, который смотрит на все религии только как на средство распространени€ утилитарной ментальности. √ренье особо подчеркнул фундаментальное, философско-культурологическое противоречие между техногенной цивилизацией и сохранением собственно человеческого в культуре.

—.¬.ѕеревезенцев (ћ√” им ћ.¬.Ћомоносова) обозначил три главные проблемы дл€ современного православи€: угрозу подмены естественного человека противоестественным (трансгуманизм), наступление нетрадиционной религиозности (включа€ секул€рную религиозность) на традиционную, а также сто€щий перед церковной миссией богословский и методологический вопрос, должна ли ÷ерковь пытатьс€ "спасать людей, которые сами того не хот€т".

ѕротоиерей јлександр –оманчук (ћинска€ духовна€ семинари€, председатель —инодальной исторической комиссии Ѕелорусского экзархата ћосковского патриархата, Ѕеларусь) озвучил тезис о том, что ключевым условием сильной ÷еркви, способной противосто€ть любым внешним угрозам, €вл€етс€ духовно-нравственна€ устойчивость православного духовенства, а задача обеспечени€ церковного единства сейчас тем более важна, поскольку каноническое единство ѕравославной ÷еркви €вл€етс€ единственным реальным основанием дл€ интеграции на постсоветском пространстве.

ј.¬.ћиронович (Ѕелостокский университет, ѕольша) поделилс€ с участниками круглого стола своими опасени€ми по поводу того, что ÷ерковь может утратить свои позиции как культурна€ сила и голос в обществе, и дл€ того, чтобы этого не произошло, он предложил более активно налаживать взаимодействие научного и церковного сообществ.

ј.ћ.ћалер (√ј”√Ќ) отметил, что в современном мире началс€ длительный процесс перехода к "постсекул€ризму", который должен закончитьс€ наступлением "нового средневековь€" – мира множества конкурирующих между собой религий. Ётот процесс порождает новые вызовы дл€ ÷еркви, но, только отвеча€ на них, ÷ерковь сможет укрепитьс€ сама в себе.

ј.ƒ.√ронский (»ћЁћќ –јЌ) в качестве двух ключевых проблем православи€ на постсоветском пространстве назвал религиозный "унионизм" (в Ѕеларуси и на ”краине многие националисты рассматривают униатство как национальную религию) и нео€зычество.

ј.ј.—еребрич (–»—») привел три причины, по которым р€д поместных православных церквей не оказали поддержку –усской ÷еркви во врем€ неканонических действий  онстантинопольского патриархата на ”краине: отсутствие налаженных каналов коммуникации между поместными церквами, неизжитость этнофилетизма в мировом православии и проблема не€сности целеполагани€ в противосто€нии решени€м ‘анара, имеющим признаки нарушени€ церковных канонов.

ё.¬.ѕущаев (ћ√” им. ћ.¬.Ћомоносова, »Ќ»ќЌ –јЌ) выстроил свое выступление вокруг идеи о том, что государственный суверенитет €вл€етс€ важнейшим условием существовани€ независимой ѕравославной ÷еркви в –оссии, а утрата государственного суверенитета неминуемо приведет к упадку и ÷ерковь.

—.ё.∆итенЄв (»нститут культурного и природного наследи€ им. ƒ.—.Ћихачева) отметил в качестве актуальной проблемы быстрое сокращение исконного христианского населени€ на Ѕлижнем востоке (в ѕалестине, —ирии, “урции, »раке), а также сокращение числа православных организаций в –оссии и в мире.

≈.ј.Ѕелжеларский (–усска€ экспертна€ школа) озвучил тезис, что в современном мире, несмотр€ на кризис секул€рного мировоззрени€, давление секул€рной идеологии на поместные православные церкви усиливаетс€, что приводит к по€влению в православном учении искажений, которые можно назвать "грекопротестантизмом".

≈.ќ.»ванов (исследовательский центр "’ризма") перечислил три угрозы мировому православию: размывание традиционалистского этоса (модернизм, ослабление догматического сознани€), раскол в мировом православии, низкий уровень миссионерского сознани€.

¬ завершение дискуссии ¬.ј.ўипков поблагодарил всех участников встречи и отметил важность дальнейшего обсуждени€ методологических и содержательных проблем пересечени€ религиозного и общественно-политического в международных процессах.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024