ƒата публикации
15 €нвар€ 2022
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча со св€щенником √еоргием ћаксимовым
ѕерсоналии
св€щенник √еоргий ћаксимов
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» обсудили проблемы и перспективы восстановлени€ канонического присутстви€ –усской ѕравославной ÷еркви на јфриканском континенте

12 €нвар€ 2022 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «ѕравославие в јфрике. ѕроблемы и перспективы» выступил кандидат богослови€, член ћежсоборного присутстви€ –усской ѕравославной ÷еркви иерей √еоргий ћаксимов.

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

ѕредвар€€ выступление, докладчик отметил, что прин€тому в конце 2021 года синодальному решению о прин€тии под омофор ћосковского ѕатриархата 102 клириков јлександрийского ѕатриархата из восьми стран јфрики и об образовании ѕатриаршего экзархата јфрики логически предшествует синодальное решение 2019 года о разрыве общени€ с јлександрийским ѕатриархатом после его вступлени€ в полное каноническое единство с украинскими раскольниками. »ерей √еоргий ћаксимов призвал расценивать эти синодальные решени€ как восстановление канонического присутстви€ –усской ѕравославной ÷еркви на јфриканском континенте, ставшее ответом на просьбы клириков јлександрийской ÷еркви, желающих оградить себ€ и свою паству от общени€ с расколом, в который вступила их иерархи€. «¬нимание множества людей по всему миру привлекло решение декабр€ 2021 года, хот€ самое главное решение было прин€то еще два года назад в декабре 2019 года, когда была восстановлена юрисдикци€ –усской ѕравославной ÷еркви в јфрике», Ц полагает св€щенник.

«ƒо ’’ века јлександрийский ѕатриархат не претендовал на весь јфриканский континент как на свою каноническую территорию, это произошло уже около 1930 года, когда престол јлександрийского ѕатриархата занимал ѕатриарх ћелетий (ћетаксакис). ќн добавил к своему титулу слова ”ѕатриарх все€ јфрики” и стал претендовать на распространение юрисдикции своей ÷еркви на весь јфриканский континент. ƒо этого традиционно прин€той в ѕравославии канонической территорией јлександрийской ÷еркви считалась территори€ ≈гипта, Ћивии и Ёфиопии. ћежду тем, еще до того момента как ѕатриарх ћелетий провозгласил прит€зание на все весь јфриканский континент, в р€де африканских стран существовали приходы –усской ѕравославной ÷еркви: в 1920 году был осв€щен и начал действовать храм св€тител€ ѕавла исповедника в городе Ѕизерта (“унис), в 1922 году Ц ¬оскресенский приход в городе “унис и русский православный приход в јлжире, в 1927 году были созданы русские православные приходы в –абате и  асабланке (ћарокко), в 1914 году был открыт православный приход в ≈гипте. ёрисдикци€ –усской ѕравославной ÷еркви в јфрике Ц не есть нечто принципиально небывалое. ”же после ¬торой мировой войны было достигнуто соглашение о том, что клирики –усской ÷еркви стали поминать јлександрийского ѕатриарха. ѕоэтому юрисдикции –усской ÷еркви в јфрике уже более 100 лет», Ц подчеркнул отец √еоргий ћаксимов.

«¬ 2019 году многие проживавшие в јфрике православные, приехавшие из –оссии, оказались на распутье: до печально известных событий они посещали храмы јлександрийского ѕатриархата и, вместе с тем, продолжа€ участвовать в церковной жизни, дл€ них было принципиальным нежелание находитьс€ в общении с украинскими раскольниками. “о же самое произошло с нашими клириками, которых –усска€ ÷ерковь направила служить на приходы в —еверной в ёжной јфрике: они оказались в странном положении, когда при нежелании входить в общение с раскольниками сложивша€с€ ситуаци€ нав€зывала им это обсто€тельство. Ќаша ÷ерковь в течение долгого периода наде€лась на то, что јлександрийска€ ÷ерковь исправит совершенную чудовищную ошибку, однако со стороны последней последовала дальнейша€ эскалаци€. ¬ этих услови€х –усской ѕравославной ÷еркви ничего не оставалось, кроме того, как предприн€ть шаги по обеспечению возможности дл€ православных христиан на африканском континенте продолжать церковную жизнь без отпадени€ в раскол. ѕоскольку речь идет о тыс€чах людей во многих странах, –усска€ ÷ерковь столкнулась с необходимостью создани€ эффективной церковной структуры, поэтому решение о создании јфриканского экзархата весьма логично», Ц добавил св€щенник.

ƒокладчик отметил, что в решении —в€щенного —инода за€влено о 102 клириках подавших прошени€ о переходе в юрисдикцию –усской ÷еркви, однако, по его информации, почти половина всех клириков јлександрийского ѕатриархата уже подали прошени€ о переходе в –усскую ѕравославную ÷ерковь «»з той половины, котора€ осталась, многие предполагают сделать это позже. ∆елание перейти в юрисдикцию ћосковского ѕатриархата имеют подавл€ющее большинство клириков јлександрийской ÷еркви», Ц полагает отец √еоргий.

ѕо мнению св€щенника, причины такого желани€ сменить юрисдикцию следует искать «в крайне нездоровом, неправильном и ошибочном устроении церковной жизни, которое оформилось при греках в последние 10-20 лет». «¬ последние годы при ѕатриархе ‘еодоре негативные тенденции прошлых лет усилились. Ёто привело к большим проблемам в јлександрийской ÷еркви Ц крайне низкому авторитету ѕравослави€ в африканских странах, ко многим нестроени€м и неур€дицам. ћногие александрийские приходы и даже целые благочини€ в некоторых странах уходили, не выдержав испытаний или ненормальности того быти€, которое сложилось под руководством греков. “ак, со стороны греков существуют проблемы с расизмом: нередко во врем€ публичных выступлений ѕатриарх ‘еодор за€вл€л о том, что »наша задача здесь Ц это сохранить наследие эллинизма«.  ак в таких услови€х большинство африканской паствы, Ц а именно она составл€ет 99 % всей паствы јлександрийского ѕатриархата, Ц может почувствовать себ€ своими в јлександрийской ÷еркви? ћен€ очень удивило, когда € узнал, что подавл€ющее большинство греческих архиереев јлександрийского ѕатриархата не живет в јфрике: они приезжают в јфрику пару раз в год на –ождество и на ѕасху. ¬с€ их мисси€ выгл€дит как одна больша€ потемкинска€ деревн€. ћне рассказывали, что греки нередко устраивают раздачу воды, продуктов и т.д., делают общие фотографии, а потом эти фотографии распростран€ют как доказательство своей великой миссии. » местные жители прекрасно понимают это отношение греков к ним. ¬се это создало крайне нездоровую обстановку в јлександрийской ѕравославной ÷еркви и подтолкнуло многих ее клириков к тому, чтобы сменить свою юрисдикцию», Ц отметил св€щенник.

ќтец √еоргий прокомментировал отношение клира и паствы јфрики к единоличному решению ѕатриарха ‘еодора войти в общение с украинскими раскольниками. «Ёто стало неожиданностью даже дл€ многих епископов. ѕротив воли православных, не посоветовавшись с ними, даже не посоветовавшись с их епископами, Ц а € общалс€ и с епископами-африканцами, Ц их ввергли в конфликт, которого они не желали. ¬ 2019 году клириками јлександрийского ѕатриархата было подписано письмо с выражением несогласи€ с этим решением ѕатриарха ‘еодора. Ёто было крайне корректное, деликатное письмо с надеждой на то, что прин€тое решение будет изменено. “о есть, была надежда не просто воспользоватьс€ этой ситуацией, чтобы убежать от греков, а в первую очередь, сохранить каноничность јлександрийской ÷еркви. ќднако јлександрийский ѕатриархат пошел по ошибочному пути», Ц за€вил докладчик.

—в€щенник поделилс€ своим видением положени€ и перспектив ѕравослави€ в јфрике, которые сложились у него в результате многолетних миссионерских трудов на јфриканском континенте. «ћогу сказать, что во многих странах јфрики ѕравославие при греках угасало: не было того взрывного успеха православной миссии, о котором мы привыкли думать, чита€ публикации в греческих или американских средствах массовой информации. Ќа мой взгл€д, приход –усской ѕравославной ÷еркви в јфрику Ц это возможность дл€ спасени€ африканского ѕравослави€ в целом. ќднако решение этой задачи потребует колоссальных усилий, больших средств и времени дл€ того, чтобы помочь наладить нормальную церковную жизнь, катехизацию, издание книг, научение вере и богослужению, добитьс€ роста общин. ќтрадно, что у владыки экзарха есть понимание объема этой огромной работы и необходимых шагов по ее осуществлению», Ц заметил отец √еоргий.

«—егодн€ внимание множества людей по всему миру приковано к тем шагам, которые –усска€ ÷ерковь будет делать на јфриканском континенте. ” этого решени€ есть немало противников, и € уверен, что последует критика. ѕолагаю, к этому нужно быть готовым. ћне кажетс€, что необходимо запастись терпением, понима€ то, что исправление всех тех изъ€нов, которые сложились в церковной реальности африканского ѕравослави€ под руководством греков, и создание здоровой церковной административной и образовательной структуры Ц дело не одного дн€ и даже не одного года. ¬ерю, что нам удастс€ помочь всем тем, кто хочет быть укорененным в ѕравославии в африканских странах. », конечно, это открывает дополнительные возможности не только дл€ клириков и прихожан јлександрийского ѕатриархата, но и дл€ африканцев из разных неканонических юрисдикций. ƒай Ѕог, чтобы у митрополита Ћеонида нашлось достаточное количество тружеников дл€ этого огромного дела», Ц заключил иерей √еоргий ћаксимов.

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», ервый проректор –ѕ”, доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00. ѕубликуемые материалы о выступлени€х лекторов выражают их личные взгл€ды, которые могут не совпадать с официальной позицией –усской ѕравославной ÷еркви.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024