ƒата публикации
06 феврал€ 2022
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с ¬ладимиром  атасоновым
ѕерсоналии
 атасонов ¬ладимир Ќиколаевич
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» обсудили религиозную философию художника ».Ќ.  рамского

2 феврал€ 2022 года в –оссийском православном университете св€того »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «–елигиозна€ драма художника »вана  рамского» выступил профессор ќбщецерковной аспирантуры и докторантуры имени св€тых равноапостольных  ирилла и ћефоди€, доктор философских наук, доктор богослови€ ¬.Ќ.  атасонов.

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

ѕредвар€€ выступление, докладчик напомнил, что ».Ќ.  рамской €вл€етс€ идеологом движени€ так называемых художников-передвижников, которое возникло в 1863 году. «Ётот период был очень бурным временем дл€ –оссии, когда произошла отмена крепостного права, началось развитие капитализма. Ёти молодые художники во многом раздел€ли общественные интересы того времени. Ќаиболее попул€рными тогда были демократические идеи, ожидани€ различного рода социальных преобразований», Ц сказал ¬.Ќ.  атасонов.

ќбластью своих научных интересов ¬.Ќ.  атасонов назвал духовную драму русского художника ».Ќ.  рамского, подчеркнув, что считает его лучшим портретистом 1860-1870-х годов. ƒокладчик напомнил, что врем€ поступлени€ ».Ќ.  рамского в »мператорскую академию художеств совпало по времени с возвращением из-за границы ј.ј. »ванова Ц знаменитого художника, написавшего картину «явление ’риста народу». «Ёта картина потр€сла ».Ќ.  рамского не только художественный стороной, но и глубиной заключенного в ней нравственного вопрошани€, став дл€ него определенным импульсом. ”же в возрасте 21-го года ».Ќ.  рамской публикует статью, в которой описывает ”историческую живопись как зеркало, в котором современный человек видел бы себ€” и ”рассто€ние, отдел€ющее действительность от идеала” и ”начала всего из€щного в природе”. ».Ќ.  рамской всегда считал, что художник должен быть верен идеалу: поэтому он никогда не относитс€ к искусству как к ремеслу, которым можно зарабатывать или которое просто украшает жизнь, но полагал, что искусство должно иметь нравственный, общественный и философский смысл», Ц отметил докладчик.

«Ѕудучи идейным вдохновителем передвижников, ».Ќ.  рамской старалс€ найти определенную философию искусства. ¬се это происходит на фоне бурной активизации общественных движений: в 1863 году в журнале »—овременник« был напечатан написанный в тюрьме роман Ќ.√. „ернышевского ”„то делать?”, идеи которого стали манифестом дл€ молодых людей своего времени. ¬оспитаны они были во многом на стать€х ”—овременника”, ”ќтечественных записок”, на работах Ќ.ј. ƒобролюбова, ¬.√. Ѕелинского. ќднако в это врем€ по€вл€ютс€ и другие авторитеты: например, ћ.ј. Ѕакунин, р€д западных авторов. ѕроповедуемые ими либеральные идеи станов€тс€ частью мировоззрени€ передвижников», Ц продолжил ¬.Ќ.  атасонов.

« рамской стремилс€ к созданию некоей философской системы в искусстве или даже религии, о чем признаетс€ в письме ».≈. –епину в 1877 году. Ёто характеризует  рамского как идеолога», Ц считает докладчик.

« ак идеолог ».Ќ.  рамской не мог пройти мимо христианства. ѕоэтому совершенно неслучайно, что дл€ него, как и дл€ многих других художников-передвижников, образ ’риста имел особое значение. ќднако понимали они этот образ нецерковно, отнюдь не в рамках православной традиции. Ќа их мировоззрение в немалой мере повли€ли ƒ. Ўтраус, Ё. –енан и другие протестантские и католические авторы, а также пр€мые материалисты, как например, Ћ. ‘ейербах. «ачастую их ”критика исторического христианства” была направлена против чудес, которые совершал ’ристос, против ≈го ¬оскресени€. »х представление о ’ристе ограничивалось воспри€тием —пасител€ как нравственного учител€ человечества. »менно этими иде€ми жила разночинна€ интеллигенци€, к которой принадлежал и ».Ќ.  рамской», Ц считает ¬.Ќ.  атасонов.

ƒокладчик рассказал о полемике, котора€ началась после выставки художников-передвижников в 1872 году, на которой была впервые представлена на всеобщее обозрение знаменита€ картина ».Ќ.  рамского «’ристос в пустыне». «”же в 1872 году начались гор€чие споры: кто же изображен на этой картине? ’ристос ли это или какой-то социальный реформатор? ƒействительно, это изображение очень далеко от того, что мы знаем о смысле церковного толковани€ подвига ’риста в пустыне, когда ќн был искушаем диаволом. ¬ письме одному из своих учеников  рамской пишет, что его картина ”расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений”. ѕримечательно, что, говор€ о персонаже своей картины, ».Ќ.  рамской пишет: ”я не знаю, кто это. ƒл€ мен€ это выражение моих личных мыслей”», Ц заметил докладчик.

¬.Ќ.  атасонов отметил, что в своих письмах ».Ќ.  рамской предлагает и свое понимание христианства. «≈го ’ристос €вно двоитс€: перед т€желым опытом жизни, опытом зла, разлитого в мире, он предлагает два ответа: один Ц это насильственное устранение зла, другой Ц нравственна€ проповедь. ќбсуждение первого пути Ц революции, свержени€ несправедливого общественного стро€. Ёти идеи кип€т в жизни демократической интеллигенции –оссии 1860-1870-х годов. –ахметовские идеалы разночинной интеллигенции, подпольные революционные организации, покушение ƒ.  аракозова на императора јлександра II, убийство студента ». »ванова нечаевцами, ” олокол” ј.». √ерцена, анархические учени€ ћ. Ўтирнера и ћ.». Ѕакунина Ц вот это и есть атмосфера современной ».Ќ.  рамскому жизни. ¬се это входит в его мировоззрение. ј второй путь Ц это путь нравственной проповеди, и здесь ≈вангелие, сам образ ’риста предлагают идеал дл€ ищущих людей. Ќа этом идеале и сосредотачиваетс€ ».Ќ.  рамской. Ќо сосредоточившись на этом, художник понимал ’риста не как »скупител€ и ќсновател€ ÷еркви, а как секул€рного учител€ нравственности. ¬ этом заключалась творческа€ трагеди€ русского гени€, попавшего в идеологический плен европейского гуманизма», Ц заключил ¬.Ќ.  атасонов.

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом св€того »оанна Ѕогослова, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц первый проректор –оссийского православного университета св€того »оанна Ѕогослова, доктор политических наук ј.¬. ўипков.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024