ƒата публикации
09 марта 2022
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с ћитрополитом ¬олоколамским »ларионом (јлфеевым)
ѕерсоналии
ћитрополит »ларион (јлфеев)
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» обсудили роль –усской ѕравославной ÷еркви на международной арене

2 марта 2022 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «–усска€ ѕравославна€ ÷ерковь на международной арене» выступил председатель ќтдела внешних церковных св€зей ћосковского ѕатриархата митрополит ¬олоколамский »ларион.

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

√овор€ об отличии внешней церковной де€тельности от дипломатической де€тельности государства, митрополит »ларион напомнил, что «–усска€ ѕравославна€ ÷ерковь Ц это не только ÷ерковь –оссии, но ÷ерковь ”краины, Ѕелоруссии, ћолдавии, республик —редней јзии, ѕрибалтики, а также японии, ћонголии и  ита€. ”же этот перечень стран, приведенный в ”ставе нашей ÷еркви, показывает, что внешн€€ церковна€ де€тельность имеет многовекторный характер, отличаетс€ значительным разнообразием».

ћитрополит »ларион напомнил, что ќтдел внешних церковных сношений ћосковского ѕатриархата был создан в 1946 году, «когда –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь вместе со всей страной выходила из разрухи военных лет, когда ÷ерковь только начала восстанавливатьс€ после двух дес€тилетий жесточайших гонений и восстанавливать св€зи, утраченные в 1920-1930-е годы. ѕрежде всего, задача ќтдела заключалась в том, чтобы налаживать контакты с зарубежьем. ¬ 1920-1930-е гг. –усска€ ÷ерковь за пределами —оветского —оюза разделилась на три юрисдикции: была группа верных ћосковскому ѕатриархату, находивша€с€ в подчинении церковной власти в ћоскве, была –усска€ «арубежна€ ÷ерковь, котора€ в те годы объ€вила о фактическом разрыве с –усской ѕравославной ÷ерковью, а также та часть русского рассе€ни€, котора€ временно примкнула к  онстантинопольской юрисдикции. ќтдел внешних церковных сношений был создан дл€ того, чтобы налаживать св€зи между этими юрисдикци€ми», Ц отметил председатель ќ¬÷—.

«ѕервый председатель ќ¬÷— митрополит Ќиколай (ярушевич) совершил в ѕариже торжественное воссоединение с –усской ѕравославной ÷ерковью тогдашнего главы  онстантинопольской юрисдикции митрополита ≈влоги€ (√еоргиевского), он же сто€л у истоков переговоров о вступлении нашей ÷еркви во ¬семирный совет церквей, а также у истоков р€да двусторонних диалогов с инославными ÷еркв€ми, которые вступили в активную фазу при митрополите Ќикодиме (–отове). ¬ годы хрущевских гонений ќтдел выполн€л важнейшую функцию, став своего рода щитом дл€ ÷еркви, в том числе и на внутреннем поле. ¬ те т€желейшие дл€ –усской ÷еркви годы митрополит Ќикодим сумел убедить власти в том, что развивать внешние церковные св€зи должны молодые энергичные епископы. »менно так на служение ÷еркви пришли многие из будущих членов —в€щенного —инода, двое из которых стали ѕатриархами Ц —в€тейший ѕатриарх јлексий II и —в€тейший ѕатриарх  ирилл», Ц рассказал митрополит »ларион.

¬ладыка напомнил, что —в€тейший ѕатриарх  ирилл занимал пост председател€ ќ¬÷— в течение почти 20 лет. «Ќевозможно даже перечислить всего того, что произошло за эти годы. ¬ 1990-е годы начались процессы, вызванные современными геополитическими реали€ми Ц распадом ———–, образованием независимых государств, конфликтами между ними и по€влением, центробежных тенденций, сказывающихс€ на де€тельности ÷еркви. ¬ 1990-е годы произошло первое в новейшее врем€ покушение  онстантинопол€ на каноническую территорию –усской ѕравославной ÷еркви Ц вторжение в Ёстонию, а в 2000-х годах  онстантинополь пыталс€ вторгнутьс€ на ”краину. Ќесмотр€ на это можно говорить о том, что внешн€€ де€тельность нашей ÷еркви развивалась поступательно: до 2018 года были пр€мые контакты и двухсторонние св€зи со всеми ѕоместными ѕравославными ÷еркв€ми, обмены делегаци€ми и визиты на уровне ѕредсто€телей», Ц считает митрополит »ларион.

«ќписываемый мной период был ознаменован подготовкой ѕравославных ÷ерквей к —в€тому и ¬еликому —обору. ќн был задуман еще в 1960-е годы и тогда же начались первые консультации по его подготовке. «адачей —обора было рассмотрение всеми ѕоместными ѕравославными ÷еркв€ми спектра вопросов, которые ставит перед ними современна€ реальность: это богословские вопросы, вопросы сосуществовани€ в одной стране различных православных юрисдикций, предоставлени€ автокефалии и автономии и многие другие», Ц подчеркнул председатель ќ¬÷—.

√овор€ о вопросе даровании автокефалии, который должен был рассмотреть —в€той и ¬еликий —обор, митрополит »ларион напомнил о существовании двух пол€рных точек зрени€ на способ ее предоставлени€. « онстантинопольский ѕатриархат считал, что только он имеет право предоставл€ть автокефалию. ” –усской ѕравославной ÷еркви и других ѕоместных ÷ерквей существовала ина€ точка зрени€: мы говорили о том, что кириархальна€ ÷ерковь может предоставл€ть автокефалию своей части. »сход€ из этого принципа в 1970 году наша ÷ерковь предоставила автокефалию ѕравославной ÷еркви в јмерике, котора€ до того была митрополией –усской ÷еркви. Ќо эту автокефалию  онстантинополь не признал. ¬ ходе предсоборной подготовки по этому вопросу было много дискуссий, и была выработана модель, котора€ удовлетвор€ла все ѕоместные ÷еркви. —уть этой модели заключалс€ в возможности предоставлени€ автокефалии части ѕоместной ÷еркви лишь в том случае, если этот вопрос был согласован с кириархальной ÷ерковью, а затем вынесен на всеправославное обсуждение. –ешение должно быть прин€то единогласно: то есть, с возникновением новой ѕоместной ÷еркви должны быть согласны все ѕравославные ÷еркви. ≈сли эти услови€ соблюдены, то ѕоместной ÷еркви может быть выдан “омос об автокефалии, причем первым его подписывает ¬селенский ѕатриарх и прочие ѕредсто€тели ÷ерквей согласно диптиху.  онстантинопольский ѕатриархат настаивал на том, что подпись ¬селенского ѕатриарха должна была сопровождатьс€ словом »решает«, прочие же предсто€тели подписывают со словом »присоедин€етс€ к решению«. »менно на этом пункте переговоры зашли в тупик, поскольку ÷еркви не могли согласитьс€ с таким требованием  онстантинопол€. ѕоскольку в предсоборный период этот вопрос не получил своего разрешени€, было предложено не включать вопрос об автокефалии в повестку —обора. ѕри этом  онстантинопольский ѕатриарх при всех собравшихс€ ѕредсто€тел€х сделал публичное за€вление, что в направлении предоставлени€ автокефалии ”краине не будет предприниматьс€ никаких действий, а также засвидетельствовал, что  онстантинопольский ѕатриархат признает единственным каноническим главой ”краинской ÷еркви митрополита  иевского ќнуфри€. ѕосле того как эти публичные за€влени€ были сделаны, –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь согласилась на проведение —обора без обсуждени€ темы автокефалии», Ц подчеркнул владыка.

«—обор должен был состо€тьс€ на  рите в июне 2016 года. ќднако за несколько недель до назначенного времени проведени€ —обора со стороны ѕоместных ÷ерквей стали поступать отказы от участи€ в нем. ѕричем, кажда€ ÷ерковь имела дл€ этого свои причины. ѕервой отказалась Ѕолгарска€ ѕравославна€ ÷ерковь, затем јнтиохийска€ и √рузинска€, а потом —ербска€ призвала отложить —обор. ¬ этих услови€х, понима€, что консенсуса достичь заведомо невозможно, –усска€ ÷ерковь обратилась к  онстантинопольскому ѕатриарху с просьбой провести экстренное подготовительное совещание с тем, чтобы постаратьс€ убедить ÷еркви, отказавшиес€ от участи€ во ¬сеправославном —оборе, все-таки приехать. ќднако на это последовал ответ ¬селенского ѕатриарха с указанием на то, что недостаток времени не позвол€ет провести такое совещание и все ÷еркви об€заны прислать своих представителей. ¬ этих услови€х на заседании —в€щенного —инода –усской ѕравославной ÷еркви было прин€то решение отказатьс€ от участи€ в —оборе, в чем нас потом упрекали очень многие наши греческие собрать€. ¬последствии они не раз нам говорили, что своим отказом мы обидели ¬селенского ѕатриарха и потер€ли возможность решить вопрос об автокефалии. Ќа самом деле вопрос об автокефалии мы не смогли бы решить, поскольку он заранее был сн€т с повестки —обора».

»менно после отказа –усской ÷еркви участвовать в  ритском —оборе  онстантинополь начал подготовку к предоставлению «автокефалии ”краине», отметил митрополит »ларион.

«ћы хорошо помним, как развивались событи€ по подготовке украинской автокефалии. √лавным заинтересованным лицом в этом проекте был бывший президент ”краины ѕетр ѕорошенко, который планировал использовать этот фактор в своей предвыборной кампании и на этом заработать себе очки. »звестно, что на  онстантинопольского ѕатриарха в этом процессе оказывалось немалое давление не только внешних сил, но и тех его советников, которые убедили ѕатриарха ¬арфоломе€ в том, что на сторону украинской автокефалии перейдет большинство архиереев ”краинской ѕравославной ÷еркви ћосковского ѕатриарха. Ќа состо€вшейс€ 31 августа 2018 года встрече  онстантинопольского и ћосковского ѕатриархов —в€тейший ѕатриарх  ирилл предсказал, что в автокефальный проект перейдут один или два архиере€, и он не будет иметь массовой поддержки. ƒальнейшие событи€ показали истинность этих слов. Ќо автокефали€ была очень нужна раскольникам, которые стремились при ее помощи себ€ легитимизировать. ¬ итоге  онстантинопольский ѕатриарх даровал автокефалию раскольникам, прин€в их »в сущем сане«, в то врем€ как некоторые из них не имели даже видимости законной епископской хиротонии.  онечно, такие »хиротонии« невозможно признать. ¬се материалы об обсто€тельствах этих »рукоположений« были опубликованы, но ¬селенский ѕатриарх их проигнорировал. ¬ результате раскол не только не был исцелен, но и углубилс€, эти последстви€ мы наблюдаем с очевидностью», Ц констатировал председатель ќ¬÷—.

«¬ последующие годы  онстантинопольский ѕатриарх прилагал немалые усили€, чтобы перет€нуть на свою сторону другие ѕоместные ÷еркви, и это ему удалось в отношении јлександрийской, Ёлладской и  ипрской ÷ерквей. ¬се остальные ÷еркви на данном этапе остаютс€ на позиции невмешательства в конфликт и не признают украинских раскольников канонической ÷ерковью. Ёта ситуаци€ болезненно сказалась на всей системе межправославных отношений. ќднако мы продолжаем развивать отношени€ с теми ѕоместными ÷ерквами, которые не признали раскольников, и эти отношени€ сегодн€ самые теплые», Ц добавил владыка.

«ƒругим нашим партнером остаетс€ –имско- атолическа€ ÷ерковь, с которой мы имеем самые близкие позиции по нравственным вопросам. »стоки этих отношений восход€т ко времени митрополита Ќикодима (–отова).   сожалению, эти отношени€ ухудшились при ѕапе –имском »оанне ѕавле II, когда в начале 1990-х годов  атолическа€ ÷ерковь начала активно заниматьс€ прозелитизмом на нашей канонической территории, и несколько сотен храмов на ”краине были захвачены униатами. ќднако постепенно эти отношени€ выравнивались, и уже в 1997 году планировалось проведение встречи ѕатриарха ћосковского и все€ –уси с ѕапой –имским. Ќо в то врем€ стороны не смогли договоритьс€ о содержании совместной декларации, и встреча не состо€лась. ¬стреча ѕатриарха ћосковского и ѕапы –имского состо€лась в √аване в 2016 году. Ќа этой встрече не шла речь о богословских вопросах, каких-либо компромиссах или сближении. —одержание этой встречи полностью отражено в совместной декларации: главы двух крупнейших христианских ÷ерквей говорили о том, как эти ÷еркви могут помогать люд€м. —ейчас готовитс€ втора€ така€ встреча, она тоже будет посв€щена очень конкретным и болезненным вопросам, которые формируют современную повестку дн€», Ц заметил председатель ќ¬÷—.

√овор€ о прочих направлени€х де€тельности ќтдела внешних церковных св€зей, митрополит »ларион отметил взаимоотношени€ с древними восточными ÷еркв€ми Ц јрм€нской,  оптской, Ёфиопской, —ирийской, ћаланкарской. — каждой из этих ÷ерквей создана совместна€ комисси€, котора€ осуществл€ет активную практическую работу, включающую в себ€ богословские собеседовани€, обмен монашескими делегаци€ми. «” нас очень давние и теплые отношени€ с јрм€нской јпостольской ÷ерковью, поскольку в недавнем прошлом наши ÷еркви располагались на территории одного государства.   тому же на прот€жении последних тридцати лет –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь €вл€етс€ посредником в переговорах между јрм€нской ÷ерковью и ”правлением мусульман  авказа по проблеме Ќагорного  арабаха. ” нас складываютс€ хорошие отношени€ с р€дом протестантских церквей, поскольку их представители живут на нашей территории и придерживаютс€ традиционных взгл€дов на христианскую нравственность, чего, к сожалению, нельз€ сказать о многих протестантских общинах «апада и —евера, где происходит пересмотр основополагающих норм христианства. Ётот пересмотр делает невозможным и бесперспективным наш диалог», Ц подчеркнул председатель ќ¬÷—.

ћитрополит »ларион отметил, что ќ¬÷— выстраивает диалог и с представител€ми иных религиозных традиций, в том числе, ислама, буддизма. «Ётот диалог не ограничиваетс€ канонической территорией нашей ÷еркви, но и ведетс€ в других част€х света. “ак, уже более двадцати лет мы ведем диалог с исламской общиной »рана, обсужда€ разные вопросы, представл€ющие взаимный интерес», Ц заключил митрополит ¬олоколамский »ларион.

Ќа вопрос научного руководител€ лектори€ « рапивенский 4» ј.¬. ўипкова о наличии «в высказывани€х ѕатриарха ¬арфоломе€ положений, которые можно верифицировать как еретические», митрополит »ларион отметил, что предсто€щий јрхиерейский —обор –усской ѕравославной ÷еркви должен дать оценку не только высказывани€м, но и тому новому учению о ÷еркви, которое озвучиваетс€ и  онстантинопольским ѕатриархом, и его официальными представител€ми. «Ёто учение зародилось довольно давно, и приснопам€тный архимандрит —офроний (—ахаров), который в  онстантинопольской ÷еркви причислен к лику св€тых, в 1950 году написал статью, в которой говорил о »ереси константинопольского папизма«, а именно о том, что претензии ¬селенского ѕатриарха на власть в ѕравославной ÷еркви, подобную папской, можно пр€мо назвать ересью. ќн предрек, что в том случае, если эти тенденции получат свое развитие, они приведут к расколу мирового ѕравослави€, что и произошло на наших глазах. Ёто была своего рода пророческа€ стать€», Ц ответил митрополит »ларион.

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц первый заместитель председател€ —инодального отдела по взаимоотношени€м ÷еркви с обществом и —ћ», первый проректор –ѕ” доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00. ѕубликуемые материалы о выступлени€х лекторов выражают их личные взгл€ды, которые могут не совпадать с официальной позицией –усской ѕравославной ÷еркви.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024