ƒата публикации
23 марта 2022
»сточник
ѕатриархи€.ru
–азделы/материалы
Ќовости Ћекторий « рапивенский 4»: встреча с протоиереем јлександром –оманчуком
ѕерсоналии
–оманчук јлександр јлександрович
ѕоделитьс€

Ќа заседании научного лектори€ « рапивенский 4» обсудили взаимоотношени€  онстантинопольского ѕатриархата с –усской ѕравославной ÷ерковью в конце XVIII века

16 марта 2021 года в –оссийском православном университете св. »оанна Ѕогослова в ћоскве состо€лось очередное заседание научного лектори€ « рапивенский 4». — докладом на тему «‘анар vs –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь в конце XVIII века» выступил председатель —инодальной исторической комиссии Ѕелорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин ћинской духовной семинарии, кандидат богослови€ протоиерей јлександр –оманчук.

ћеропри€тие прошло при поддержке Ќаучно-аналитического центра ¬семирного русского народного собора и –усской экспертной школы.

ѕредвар€€ выступление, докладчик отметил, что тема взаимоотношений между –усской ѕравославной ÷ерковью и  онстантинопольским ѕатриархатом не перестает быть актуальной. «Ќа фоне напр€женности, котора€ в последнее врем€ возникла во ¬селенском ѕравославии в св€зи с легализацией  онстантинопольским ѕатриархом ¬арфоломеем украинских раскольников и созданием т.н. ѕ÷”, можно столкнутьс€ с мнением, что €кобы экклесиологи€, на основании которой ‘анар обладает правом вмешиватьс€ в жизнь автокефальных ѕравославных ÷ерквей, сложилась только в ’’ веке. ќднако экклесиологи€ ‘анара сложилась вовсе не в ’’ столетии: хорошо известны претензии  онстантинопольской ѕатриархии на особые властные полномочи€ во ¬селенском ѕравославии, св€занные с церковно-государственным симбиозом, сложившимс€ в ќсманской империи после 1453 года, а также представлением константинопольской иерархии о продолжении своей власти на всех территори€х, входивших прежде в состав империи ромеев. ѕользу€сь поддержкой турецкого правительства, ‘анар в течение нескольких столетий вмешивалс€ в дела ѕоместных ÷ерквей, оказавшихс€ в пределах ¬ысокой ѕорты, последовательно подчин€€ их своей власти. ¬месте с тем, уже в конце XVIII столети€ он попыталс€ вмешиватьс€ в дела –усской ѕравославной ÷еркви, котора€ не входила в состав ќсманской империи», Ц считает церковный историк.

ѕротоиерей јлександр –оманчук напомнил о том, что в но€бре 1790 года власти –ечи ѕосполитой широко распространили среди населени€ белорусских и украинских земель листовку, содержащую пастырское послание  онстантинопольского ѕатриарха Ќеофита VII. «ƒл€ современников это было неожиданно и удивительно: во-первых, польское католическое правительство никогда не заботилось об улучшении положени€ ѕравославной ÷еркви, поскольку стремилось к его искоренению; во-вторых, православные в польском государстве после 1686 года канонически подчин€лись —в€тейшему —иноду –усской ÷еркви, вследствие чего несанкционированное обращение ѕредсто€тел€ одной ѕоместной ÷еркви к пастве другой нельз€ было интерпретировать иначе как грубое нарушение канонического пор€дка, влекущее за собой осложнение межцерковных взаимоотношений. ¬месте с тем, текст послани€ ѕатриарха Ќеофита VII никогда полностью не переводилс€ на русский €зык, что было бы полезно сделать в свете современных межцерковных отношений, Ц это послание проливает свет на многие процессы», Ц полагает докладчик.

»сторик напомнил о том, что послание ѕатриарха Ќеофита VII было написано в ответ на просьбу польских правительственных кругов прин€ть православное население –ечи ѕосполитой в состав  онстантинопольской ÷еркви. «Ёто должно было прекратить церковно-правовую зависимость польских православных от —в€тейшего —инода –усской ѕравославной ÷еркви и восстановить каноническое разделение –усской ÷еркви, существовавшее в период с 1459 по 1686 годы.  ак следствие, пресекалс€ церковный канал вли€ни€ –оссийской империи на политическую ситуацию в ѕольше, котора€ сто€ла в те годы на краю гибели. »сследование послани€ ѕатриарха Ќеофита VII позвол€ет заключить, что текст ѕослани€ был составлен  онстантинопольской ѕатриархией на греческом €зыке, а польские дипломаты предложили проект его перевода на польский. Ќеизвестно, правилс€ ли он перед публикацией, поскольку до сих пор не удалось найти оригиналы листовок, распростран€вшихс€ в 1790 году, а греческий текст послани€ отсутствует. ќднако можно предполагать, что мысли, изложенные в нем, соответствуют официальной позиции ‘анара», Ц отметил отец јлександр .

ќбраща€сь к анализу упом€нутого послани€, протоиерей јлександр –оманчук подчеркнул, что «ѕатриарх Ќеофит VII обосновывает правомочность обращени€ к пастве другой юрисдикции тем, что »власть во ¬селенской ÷еркви правом —инода сообщена Ќам«. Ѕезусловно, здесь имеютс€ в виду автор послани€ Ц сам ѕатриарх, его предшественники и преемники. ѕри этом, к тем, кто рискнул бы про€вить сомнение в его власти над ¬селенской ÷ерковью, ѕатриарх Ќеофит обращаетс€ с пр€мыми угрозами. ѕричиной своего беспокойства за судьбу православных –ечи ѕосполитой патриарх называет тот факт, что их духовна€ власть Ц –усска€ ÷ерковь €кобы заставл€ет прис€гать иноземному государству, тем самым обрека€ их на преследовани€ со стороны законных властей», Ц за€вил докладчик.

¬месте с тем, протоиерей јлександр –оманчук отметил, что «—в€тейший —инод –усской ÷еркви в послании не упоминаетс€, но ему косвенно бросаетс€ упрек в применении несовместимых с евангельскими заповед€ми принципов руководства той части –усской ÷еркви, котора€ находилась в пределах ѕольши. ¬ целом ѕатриарх Ќеофит VII обвин€ет —в€тейший —инод в том, что он в меньшей мере печетс€ о духовном состо€нии своей паствы и в большей мере заботитс€ о продвижении политики –оссии, заставл€ет православное духовенство про€вл€ть нело€льность власт€м. »нтересно и видение ѕатриархом путей исправлени€ этого положени€: он призывает быть преданной католической ѕольше и не т€готеть к иноземной –оссии, называ€ ее чужеземной дл€ них. —ледование такому совету в стране, котора€ на прот€жении всей своей истории пыталась уничтожить ѕравославие, несомненно, вело бы к торжеству Ѕрестской церковной унии», Ц считает историк.

«»з послани€ к православному населению –ечи ѕосполитой следует, что  онстантинопольский ѕатриарх Ќеофит VII в 1790 году считал себ€ вправе по своему усмотрению вмешиватьс€ в дела ѕоместных ÷ерквей и брать под свой омофор любую из их частей в случае, если, по его мнению, руководство той или иной ѕоместной ÷еркви поступает неправильно. ¬ ѕослании он не столько увещевает польских собратий по вере, сколько выступает в роли духовного ѕредсто€тел€, которому принадлежит суд и право действовать без учета интереса других ѕоместных ÷ерквей. «а непослушание он грозит духовными карами. Ќе называ€ напр€мую —в€тейший —инод –усской ÷еркви,  онстантинопольский ѕатриарх укор€ет его в служении –оссийской империи. ѕри этом он исходит из того, что в –ечи ѕосполитой, как и в ќсманской империи ÷ерковь может свободно существовать и развиватьс€», Ц отметил докладчик.

÷ерковный историк полагает, что послание ѕатриарха Ќеофита VII в полной мере согласуетс€ с церковной политикой современной  онстантинопольской ѕатриархии. «Ёто послание служит €ркой иллюстрацией дл€ выводов протопресвитера јлександра Ўмемана, который указал на то, что особенности положени€  онстантинопольской ѕатриархии в ќсманской империи способствовали формированию греческого национализма и представлени€ об универсальной власти ¬селенского ѕатриарха. ¬ конце XVIII века обе этих тенденции уже вполне оформились. ¬ своем послании ѕатриарх Ќеофит VII укор€ет –усскую ÷ерковь в том, что она не сумела обеспечить бесконфликтное положение православного населени€ в этой католической стране и прозрачно намекает, что возвращение польской православной паствы под его омофор исправил ситуацию. ќчевидно можно говорить о попытке  онстантинопольского ѕатриарха Ќеофита VII воспользоватьс€ польской политикой ради греческого реванша на западнорусских земл€х. ’ронологически это был первый случай про€влени€ враждебности ‘анара к –оссии и –усской ѕравославной ÷еркви», Ц заключил протоиерей јлександр –оманчук.

Ћекторий « рапивенский 4» организован –оссийским православным университетом, ¬семирным русским народным собором и –усской экспертной школой. –уководитель лектори€ « рапивенский 4» Ц первый проректор –ѕ”, доктор политических наук ј.¬. ўипков. Ћекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024