Уважаемый читатель!
Представляем первый номер нового научного журнала «Ортодоксия». Для этого номера была определена тема «Богословие и выборы».
Слово Божие охватывает все сферы жизни без исключения. Поэтому в задачи Церкви входит необходимость высказываться по поводу широкого спектра проблем, в том числе социальных и политических. Но решение этих проблем Церковь ищет не в рамках земных и утилитарных представлений о благе, не в рамках секулярных кодексов, «стандартов» и предписаний, но в той единственной, неотмирной перспективе, в которой Церковь пребывает, подобно тому, как пребывает в ней само Царство Божие.
Церковный взгляд на политические процессы, как и на всё мирское, кафоличен и эсхатологичен. Это означает, что в социально-политических процессах для Церкви важны не технологии или партийные интересы, но глубинные мировоззренческие основания, смыслы и ценности, которые могут стоять за временными, даже сиюминутными позициями. Этот взгляд позволяет исследователям вывести свои суждения за рамки светского языка социальных наук, что, впрочем, отнюдь не означает какого-либо пренебрежения к их опыту. Такой взгляд позволяет удерживать внимание именно на вневременных ценностях, окружающих эти процессы.
Статья «Дискурс свободы и современный греко-протестантизм» Евгения Белжеларского предлагает анализ либертианского «дискурса свободы», лежащего в основе светского и церковного либерализма.
Автор указывает на борьбу двух подходов с разным пониманием свободы – «римского» и библейского. Эта борьба порождает два варианта понимания свободы, один из которых даёт эксклюзивное право на официальную «критику власти» и ограничение свободы высказываний оппонента, а второй – утверждает автономию христиан и их Церкви по отношению к любым секулярным идеологемам, властным практикам и формам гегемонии, в том числе и либертианским.
Продолжение этой темы – в материале историка Евгения Иванова «Константинопольский патриархат и Православие в политике США: от Рузвельта до Байдена», который посвящён втягиванию православной тематики в политические стратегии США, которое происходит на фоне сближения представителей Константинопольского патриархата и американских политических элит. Под влиянием в том числе этих процессов произошло усугубление церковного раскола на Украине и разделение всего православного мира.
Ряд статей продолжили рецепцию актуальных политических событий с точки зрения православного богословского дискурса. Анализ политических событий 2020 года в Белоруссии предложен читателю российско-белорусским историком Александром Гронским в статье «Реакция Белорусского экзархата и Римско-католической церкви на послевыборные протесты в Белоруссии в августе 2020 года». На фоне взвешенной позиции Белорусского экзархата автор выявил политизированную позицию представителей Римско-католической церкви в Республике. В свою очередь культуролог из Луганска Нина Ищенко в статье «Роль политических и выборных технологий в продолжении церковного и цивилизационного раскола на Украине» проанализировала, как специфический модернистский взгляд на экклезиологию («евхаристическая экклезиология») используется для влияния на изменение идентичности части украинского общества в сторону евроатлантизма вместо исходного исторического русизма и европеизма. Объектом исследования в статье политтехнолога и философа Олега Матвейчева стало участие тоталитарных сект в политических процессах и встречная тенденция – стремление некоторых действующих политических фигур опереться на инфраструктуру и ресурсы отдельных сект для карьерного продвижения.
Две статьи номера обращены к исторической проблематике: рассматривают политизацию духовенства в начале XX века и влияние этого процесса на церковную историю. Статья историка Фёдора Гайды «Вокруг думских выборов 1912 года: государство, оппозиция, духовенство» посвящена состоянию Церкви в начале ХХ века. Автор показал, как правительство пыталось использовать конфликт между церковной иерархией и либеральным большинством III Думы, как затем развернувшаяся информационная и политическая кампания привела к общественной изоляции духовенства и политическому расколу в его среде. Процессы, о которых пишет автор, не могут не напоминать и сегодняшние попытки втянуть Церковь в политические конфликты. Церковный историк игумен Виталий (Уткин) продолжает эту тему в статье «Политические идеи и политическая борьба дореволюционного русского духовенства (на примере Рязанской епархии)», где рассматривает влияния либеральных политических идей на духовное сословие на рубеже XIX–XX веков, формирование концепций церковной «демократии», напоминавших светский республиканизм с игнорированием канонической роли архиерея. Данная тенденция в итоге привела к серии епархиальных революций начала 1917 года, к изгнанию епархиальных архиереев с их кафедр и превращению приходов в «местные церкви», что ставило экклезиологию на службу секулярным идеям и дополнительно ослабляло Церковь накануне приближавшихся гонений.
Анализ официальных церковных подходов к определению допустимых пределов участия духовенства в общественно-политической жизни предложен в статье специалиста по каноническому праву монахини Елены (Гарановой) «Участие духовенства в выборах, политических партиях и органах власти с точки зрения светского и церковного законодательства».
В статьях «Похищение проповеди. Речь священника в структуре политического мифа» и «Революция как культурный институт» (А.В. Щипков) предложено исследование случаев смешения политической пропаганды и христианской проповеди. Перенос сакральной роли гомилетики в сферу политики порождает постмодернистский нарратив «политического богословия», сопровождающий попытки подчинения Церкви секуляризму под предлогом «гражданско-политической активности». Для этого в качестве одного из философских приводных механизмов часто используется концепт «революционности». Революция в этом смысле предстаёт как культурный институт модерна и как квазирелигиозная идеология с собственной эсхатологией и институтом жертвоприношений. Альтернативой революции выступает внутреннее преображение человека, способное изменить, в том числе, и социальные модели реальности.