Скачать, pdf
Дата публикации
23 сентября 2021
Разделы/материалы
Статьи Православный научный журнал «Ортодоксия», 2021 № 1
Персоналии
Щипков Александр Владимирович
Поделиться

Революция как культурный институт

А. В. Щипков

Аннотация

Автор настоящей статьи подвергает анализу концепт «революции» и «революционности» в современной культуре. Он определяет революционность как один из важнейших культурных институтов эпохи модерна и рассматривает революционность как непрерывный и конститутивный процесс в обществе Нового Времени, хотя и выступающий большую часть времени в латентной форме. Несмотря на то, что границы понятия революции сегодня чрезвычайно широки, тем не менее, любое исследование неизбежно ставит вопрос о типологии революционных процессов, на который православная мысль могла бы дать самостоятельный ответ. Революции подразделяются на два типа. Первый тип – революции политические, это смена политических режимов. Второй тип – системные революции, которые ведут к смене глобальной культурной модели. Революция как исторический феномен наряду с сюжетом колонизации возникает из дискурсов Просвещения и Реформации, которыми была подменена христианская идея катехизации народов. В результате подмены революция становится ориентиром для общества, тяготеющего к радикальной реконструкции институтов и идентичностей и готового платить за это высокую моральную цену. Уделяется внимание квазирелигиозным основаниям революционной мысли и революционного действия. Констатируется, что общество модерна – это общество с горизонтальной динамикой развития, и его социальные перевороты, нередко принимающие радикальный революционный формат, способны лишь использовать христианскую символику для маскировки совсем не христианских содержаний. В советской культуре воспроизводились элементы религиозной практики, так как новая власть явно стремилась создать свои собственные обряды, поскольку к этому взывала глубинная религиозность народа. Основной задачей статьи является структурирование и краткое описание семантики революционности, в которой выделяется эсхатологический, мистериальный и психологический аспекты, а также рассматривается революционный ритуал жертвоприношения. В завершение статьи автор делает вывод о том, что аутентичной и подлинно духовной альтернативой революционному конструктивизму общества модерна является религиозное преображение человека, теозис и космотеозис, которые способны изменить и существующую социальную модель.

Ключевые слова

варварство, диктатура, жертва, исторический разрыв, миметическое насилие, мистериальность, революция, сакральность, хроноклазм, эсхатология

Для цитирования

Щипков А.В. Революция как культурный институт. Ортодоксия. 2021;(1):191-213. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-1-1-191-213

Об авторе

Щипков Александр Владимирович – доктор политических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры философии политики и права философского факультета, МГУ им. М.В. Ломоносова; декан социально-гуманитарного факультета, РПУ святого Иоанна Богослова; главный редактор журнала «Ортодоксия»

РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
© 2025