Аннотация
В статье рассмотрены основные идеи политической философии Ф. М. Достоевского и их органическая связь с целостностью его православного мировоззрения. Показано, что православный монархизм писателя опирался на те же самые высшие нравственные основания, на которых был основан и его художественный мир, и его понимание человека как духовного существа. Православная политическая философия Достоевского, не понятая его читателями из «образованного слоя», вместе с тем точно соответствовала официальной идеологической формуле «Православие. Самодержавие. Народность». На фоне обезбоженного мира, пророчески изображённого Достоевским, который он прозревал уже в веке XIX, его видение русского народа как «богоносца» и православной монархии как самой христианской и спасительной формы государственности являлось своего рода единственным «лучом света» в этом погибающем мире. Особую ценность политическая философия Достоевского имеет в качестве артикуляции массового народного сознания, которое уже при жизни Достоевского не было представлено в художественной и научной литературе, где в основном господствовала заимствованная в Европе идеология либерализма и демократизма. Достоевский выражал ту «культуру безмолвствующего большинства» народа, которая не была отражена в светской культуре того времени. В «Дневнике писателя» и других его текстах этот народно-православный взгляд на монархию получил рациональную формулировку и аргументацию. В статье выделены основные компоненты этой аргументации, которые показывают системность политических взглядов писателя, их глубоко продуманный и выстраданный характер. Достоевский не ошибся и в своих прогнозах о будущей революционной катастрофе в России и большом количестве её жертв. Он точно назвал её сущностную причину – захват России «бесами». Он назвал и последнюю надежду, которая остаётся у народа, – это покаяние и воцерковление. Актуальность политической философии Достоевского в современную эпоху обусловлена двумя факторами: она помогает понять реальное политическое мышление русского народа, которое существовало на протяжении многих веков, но до настоящего времени почти не исследовалось; она объясняет «архетипы» русского политического сознания, которые существовали во все времена вплоть до современности и остаются важным фактором российской истории.
Ключевые слова
политическая философия, царь, Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя», монархия
Для цитирования
Даренский В.Ю. Православная политическая философия Достоевского. Ортодоксия. 2021;(3):242-268. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-242-268
Об авторе
Даренский Виталий Юрьевич – доктор философских наук, профессор Луганского государственного педагогического университета