Скачать, pdf
Дата публикации
07 сентября 2022
Разделы/материалы
Статьи Православный научный журнал «Ортодоксия», 2021 № 3
Персоналии
Даренский Виталий Юрьевич
Поделиться

Достоевский как художник обезбоженного мира

В. Ю. Даренский

Аннотация

В статье предложен нетрадиционный взгляд на Достоевского как на художника обезбоженного мира. Автор отделяет христианское мировоззрение Достоевского от того художественного образа мира, который он создаёт в своих произведениях. В образном мире Достоевского христианство – это лишь мечтание и надежда, а не реальная жизнь. К нему устремлены лишь единичные его герои, но абсолютное большинство его героев живут так, как будто Христа не существует. Христианское измерение – трансцендентно этому безбожному миру Достоевского и лишь иногда касается его извне как некое откровение. В этом мире внешнее должно быть побеждено внутренним, но это возможно только в результате переживания этого «внешнего» в себе, со всеми его грехами и соблазнами. Поэтому мир Достоевского даже ещё безбожнее и страшнее, чем тот мир, в котором он жил, был на самом деле. И это тоже естественно, потому что победить его можно только так – дойдя до последних глубин сатанинских. Тексты Достоевского изначально обращены к светским людям, к религиозно невежественной интеллигенции, но вовсе не к убеждённым христианам. Этим обусловлено и восприятие произведений Достоевского различными типами читателей. Автором предложена новая классификация типов читателей Достоевского. Предложено понятие «гностического мифа» о Достоевском, создание которого характерно для современных интеллектуалов. Исторический контекст появления феномена Достоевского состоит в том, что Достоевский – это феномен традиционного человека в условиях секулярной цивилизации Нового времени. Достоевский – это человек, сформированный тысячелетием русской христианской культуры, заброшенный в обезбоженный интеллигентский мир XIX века. Обезбоженный мир, пророчески показанный Достоевским, – это мир XXI века, который он прозревал уже в веке XIX, и это прозрение «нового» мира, в котором правят «бесы», на самом деле является его главным художественным достижением, предвосхитившим жанр «антиутопии».

Ключевые слова

Достоевский, художественный мир, обезбоженный мир, «гностический миф», русская философия

Для цитирования

Даренский В.Ю. Достоевский как художник обезбоженного мира. Ортодоксия. 2021;(3):269-290. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-269-290

Об авторе

Даренский Виталий Юрьевич – доктор философских наук, профессор Луганского государственного педагогического университета

РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
© 2024