Уважаемый читатель!
Мы представляем очередной номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Вызовы неоязычества и Россия». Статьи номера посвящены как проблеме неоязычества в целом, так и отдельным аспектам этого (чаще всего – деструктивного) феномена. Авторы статей убедительно доказывают, что неоязычество – это преимущественно продукт и идеология Нового времени, что неоязычество не имеет прямой связи с историческим язычеством, преемственности с ним в виде достоверных текстов-памятников, но при этом используется как инструмент для борьбы с христианским наследием и для утверждения мнимого первородства по отношению к нему.
В то же время неоязычество, наряду с такими явлениями, как трансгуманизм и модернистское богословие, является порождением секуляризма и неолиберализма. Они навязывают современному человеку искусственно сконструированную идентичность, которая призвана подменить исторические идентичности – религиозные, культурные, национальные, что представляет серьёзную угрозу для православия и для всей русской цивилизации.
Абсолютное большинство разновидностей модернистского богословия (такие как «богословие после...», «богословие смерти Бога», «слабые теологии», майданное богословие) несут в себе гностический элемент и в этом смысле также оказываются связанными с неоязыческим мировоззрением. Можно сказать, что имплицитно связанной с неоязычеством оказывается любая форма гетеродоксии (учения, не соответствующего канонически и догматически достоверной ортодоксии), поскольку в современном мире последняя предполагает гетерогенную семантику трансцендентного (аналог исторического многобожия).
Таким образом, сегодня перед исследователем стоит проблема описания и анализа не только «классических» форм неоязычества, относящихся к Новому времени, но и неоязычества постсекулярной эпохи, а это требует углублённого концептуального подхода, совершенствования теоретической базы исследований. К этой непростой, но интересной работе подводят статьи, которые составили настоящий номер.