—качать, pdf
ƒата публикации
26 окт€бр€ 2023
–азделы/материалы
—татьи ѕравославный научный журнал «ќртодокси€», 2022 є 3
ѕерсоналии
 рапчунов ƒаниил ≈вгеньевич
ѕоделитьс€

ѕрактики конструировани€ этнокультурной идентичности русского народа: от возникновени€ русской традиции и государственности к современным фальсификаци€м

ƒ. ≈.  рапчунов

јннотаци€

»сторический подход к формированию представлени€ о возникновении древнерусского государства и этнокультурной истории русского народа допускает значительные дискуссии. »х разрешает культурологический подход и определение культурообразующей роли православи€ как ключевого фактора формировани€, сохранени€ и передачи народной традиции на прот€жении многих веков. ѕравославна€ традици€ с момента возникновени€ русской земли и вплоть до сего дн€ продолжает сохран€ть непрерывность передачи ценностей, мировоззрени€, отношени€ ко многим €влени€м культурной жизни населени€ –оссии. ќднако после петровских времЄн, а с большей силой после управл€емого разрушени€ и подмены традиции в советский период можно говорить о кризисе русской идентичности, поиске живой традиции и еЄ месте в жизни современника. ¬ современной –оссии можно наблюдать три подхода в репликации народной традиции. ќдин обусловлен де€тельностью учреждений культуры и восходит к советскому периоду разрушени€ русской традиции и конструировани€ идентичности нового советского народа. ¬торой реализуетс€ в де€тельности молодЄжного фольклорного движени€, «практикующих фольклористов», опирающихс€ на материалы фольклорно-этнографических исследований и данные полевой практики. “ретий представлен альтернативной идентичностью, конструируемой в практике нео€зыческих объединений и де€тельности организаторов праздников, гул€ний, семинаров, раздел€ющих это мировоззрение. ѕоследний подход характеризует непри€тие христианского основани€ и содержани€ народных праздников, дошедших до нашего времени в фиксации исследователей. ћасленица и  упала были и сегодн€ остаютс€ праздниками христианскими, фиксируемыми у носителей с христианским мировоззрением. ќднако представители третьего подхода в репрезентации «народного», отрица€ это, идут на очевидные фальсификации и подлоги, а само мировоззрение приводит не только к искажению ценностных оснований этнокультурной традиции русского народа, но и к антигосударственной идеологии.

 лючевые слова

культурный код, конструирование идентичности,  упала, ћасленица, нео€зычество, –усска€ земл€, русский народ, этнокультурна€ идентичность

ƒл€ цитировани€

 рапчунов ƒ.≈. ѕрактики конструировани€ этнокультурной идентичности русского народа: от возникновени€ русской традиции и государственности к современным фальсификаци€м. ќртодокси€. 2022;(3):175-198. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-175-198

ќб авторе

 рапчунов ƒаниил ≈вгеньевич Ц кандидат философских наук, исполн€ющий об€занности директора √уманитарного института Ќовгородского государственного университета имени ярослава ћудрого

–”—— јя Ё —ѕ≈–“Ќјя Ў ќЋј
© 2024