Скачать, pdf
Дата публикации
26 октября 2023
Разделы/материалы
Статьи Православный научный журнал «Ортодоксия», 2022 № 3
Персоналии
Шиженский Роман Витальевич
Поделиться

Политические доктрины неоязычников: от общины равных к государству избранных

Р. В. Шиженский

Аннотация

С момента возникновения феномена советского (в дальнейшем – российского) нового язычества идеологи движения взяли курс на разработку собственных политических программ, утопических проекций, направленных на функционирование нативистских религиозных групп в реалиях враждебного/ нейтрального окружения и содержащих планы «максимум» – введение язычества в ранг государственного мировоззрения и даже полного переустройства Российской Федерации в новое теократическое государство во главе с оформленной кастой служителей культа: жреческо-волховским «сословием». Цель предлагаемой статьи заключается в рассмотрении центральных политических концепций лидеров русского языческого движения последней трети XX – первой трети XXI века. В качестве биографического примера языческого политического развития выступает опыт Доброслава (А. А. Добровольского), заложившего основы мировоззрения на десятилетия вперёд. Концепция Доброслава получила определённое развитие, подверглась трансформации в исканиях волхва Велимира (Н. Н. Сперанского) и последующих идеологов отечественного религиозного нативизма. В результате исследования автор статьи приходит к выводу о непрерывности неоязыческой политической доктрины, постоянности центральных страт, включающих организацию «своего» пространства в форме самоуправляемых (вечевых) сообществ, независимых от «внешнего мира» и нацеленных на постепенное расширение влияния вплоть до полного захвата власти, достигаемого или через укрепление и развитие диаспоральных языческих групп (эволюционный: «мирный» вариант), или через насильственное свержение существующего государственного института («военный» переворот); выстраивание этнической иерархической системы, подчинённой теократическим вождям – языческим лидерам нации; укрепление контактов с представителями коренных народов РФ – носителей доавраамических верований и «единоверцами» из зарубежья. В мировоззренческом плане наблюдается значительное влияние эсхатологических воззрений и теории заговора; неприятие официальной науки, политических и экономических систем и ставка на авторские конструкты лидеров общин, отдельных идеологов неоязыческого сообщества. Следует отметить, что указанный «набор» неоязыческих констант подвержен модернизации с учётом актуальных (злободневных) тенденций развития политической системы в России и мире в целом.

Ключевые слова

современное русское язычество, политические утопии, жреческо-волховское «сословие», община, вече, теократия, диаспора

Для цитирования

Шиженский Р.В. Политические доктрины неоязычников: от общины равных к государству избранных. Ортодоксия. 2022;(3):199-230. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-199-230

Об авторе

Шиженский Роман Витальевич – кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта

РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
© 2024