Аннотация
В статье предпринимается попытка дать определение консерватизма. Цельный консерватизм предполагает монархию и сословное устройство общества, господство религии, идеалистическую, платоническую философию, преимущественно аграрную экономику, ориентацию на античные образцы, на классику и классицизм в искусстве. Консерватизм возникает в конце XVIII – XIX веке как реакция на буржуазные революции (прежде всего – Великую Французскую революцию), разрушившие традиционные общества Запада и создавшие модернистскую цивилизацию. Консерватор отличается от традиционалиста и «консервативного революционера» тем, что он не призывает к «революции против современного мира», он стремится сохранить традиционное, имеющееся в актуальном обществе. На первый взгляд советское общество с его культом прогресса и антитрадиционным мировоззрением не оставляло возможности для существования консерватизма. Но, во-первых, авторитарные моменты наличествовали в самом большевизме, и, во-вторых, русские крестьяне и спецы-национал-большевики привнесли в советский проект элементы традиционной российской культуры. Благодаря этому в СССР стал возможен не только латентный цельный консерватизм (А. Ф. Лосев), но и частичный консерватизм (М. А. Лифшиц и Л. Н. Гумилёв).
Ключевые слова
консерватизм, цельный консерватизм, революция, традиционализм, традиционное общество, модернистское общество, СССР, советский консерватизм, частичный консерватизм
Для цитирования
Вахитов Р.Р. О классическом консерватизме и о консерватизме советском: сходства и различия. (Очерки консервативной мысли в СССР). Ортодоксия. 2022;(4):12-24. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-4-12-24
Об авторе
Вахитов Рустем Ринатович – кандидат философских наук, доцент факультета философии и социологии Уфимского университета наук и технологий