Аннотация
В статье рассматривается биография и идеи Алексея Фёдоровича Лосева – последнего классического философа Серебряного века, создавшего систему православного неоплатонизма. Лосеву принадлежит также учение об истории, где он использует термины «формация», «феодализм», «капитализм», «социализм», «анархия», но в своём специфичном смысле, отличном от марксистского. Основа лосевских «формаций» – миф в той трактовке, которую вносит в этот термин Лосев. Феодализм – эпоха господства теократического мифа, и это высшая точка развития человечества согласно православному консерватору-монархисту Лосеву. При капитализме абсолютизируется индивидуальная человеческая личность, при социализме – труд и трудовой коллектив, при анархии наступает «ад на земле». Однако социализм, будучи антитезисом капитализма, по-своему, искажённо повторяет авторитарность феодализма, что не может не вызвать к нему некоторой симпатии философа при отрицательной в целом его оценке. Таковы взгляды молодого Лосева, когда он смело критиковал социализм с религиозно-консервативных позиций и, видимо, ещё надеялся на возрождение феодализма. С 1930-х годов позиция Лосева меняется. Он отчасти «примиряется» с Советской властью (сознавая её негативные стороны), подчёркивает положительные моменты социализма. На наш взгляд, причина этого – понимание того, что теперь возврат возможен лишь к капитализму и либерализму, то есть к мещанству, к которому Лосев был всегда настроен непримиримо.
Ключевые слова
А. Ф. Лосев, философия истории, феодализм, капитализм, социализм, анархия, авторитаризм, советский консерватизм
Для цитирования
Вахитов Р.Р. Лосев: цельный, религиозно-монархический консерватизм. (Очерки консервативной мысли в СССР). Ортодоксия. 2022;(4):52-76. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-4-52-76
Об авторе
Вахитов Рустем Ринатович – кандидат философских наук, доцент факультета философии и социологии Уфимского университета наук и технологий