Аннотация
Статья посвящена творчеству известного русского и советского художника П. Д. Корина. Автор статьи ставит себе целью показать, что центральный замысел художника «Русь уходящая», которому не суждено было появиться на свет, тем не менее культурно состоялся, обозначив в послереволюционной России наши метафизические координаты. Предметом произведения Корина являются не локальные эпизоды истории и герои, с ними связанные, но вневременные смыслы, сама душа народа. Корин в пределе своём обращён к «непреходящей Руси» – тем корневым основам нашего сознания, которые неподвластны перипетиям истории. Усматривая идейный и эстетический параллелизм полотен М. В. Нестерова «Душа народа» и П. Д. Корина «Русь уходящая», автор проводит их детальное аналитическое сопоставление. Автор приходит к выводу, что в отличие от Нестерова Корин живописует трагический момент утраты смыслом своей тотальности. По мнению автора, обобщающий символизм характерен в равной степени для известных триптихов Корина и мозаичных панно, украшающих московский метрополитен. Анализируя конкретные образы, автор показывает, что в них живописными средствами Корин выразил философию победы.
Ключевые слова
философия русского искусства, М. В. Нестеров, Святая Русь, философия победы, соборность, историческая память
Для цитирования
Ростова Н.Н. Павел Корин: непреходящая Русь. Ортодоксия. 2023;(3):140-149. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-3-140-149
Об авторе
Ростова Наталья Николаевна – доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова