Уважаемый читатель!
Мы представляем вашему вниманию второй номер из серии выпусков, посвящённых интеллектуальной жизни русского православия в советский период отечественной истории. Преодоление обновленческого раскола, победа в Великой Отечественной войне и ослабление антицерковных гонений открыли перспективы для активизации идейных процессов внутри Церкви. Цель номера состоит в том, чтобы осветить сложные идейные процессы, происходившие в православной среде во второй половине ХХ века.
Одним из наиболее значимых, но при этом до сих пор в недостаточной мере оценённых событий этого периода стало создание подпольной организации ВСХСОН (Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа) и разработка её идеологической платформы, опиравшейся на русскую православную традицию. Возглавил организацию выдающийся православный мыслитель Игорь Вячеславович Огурцов (1937– 2023), биографии, взглядам и деятельности которого посвящена первая статья настоящего номера (И. Б. Иванов). Незадолго до смерти Игорь Вячеславович был награждён Патриархом Московским и всея Руси Кириллом орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, вручить который выпала честь автору этих строк. Высокая награда стала признанием заслуг Огурцова, который верностью своим убеждениям и жизненным подвигом стал подлинным примером для подражания православных христиан.
Следующая статья номера посвящена жизненному пути, богословским идеям и пастырской деятельности игумена Никона (Воробьёва), православного проповедника и подвижника ХХ века (А. И. Осипов). Третье и четвёртое места в номере занимают статьи о философах Н. Н. Лисовом (иерей Д. В. Сафонов) и В. Н. Тростникове (В. А. Саулкин), предложивших новаторский взгляд на советский период российской истории – не как разрушающий, но исполняющий призвание России как Третьего Рима. Пятая статья рассказывает о религиозном ренессансе в среде православной молодёжи Москвы и Санкт-Петербурга в 70-е годы ХХ века (Л. В. Щипкова). Завершают номер статьи о концепции воцерковления культуры, сформулированной С. С. Аверинцевым (В. Ю. Даренский), и о почитании одного из наиболее прославленных святых советского периода Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) в Греции и на Балканах (А. Г. Зоитакис), демонстрирующие всеправославное значение русской богословской мысли советского периода.