Сегодня, в период активной трансформации международных отношений, войн и геополитического передела мира, мы всё ближе чувствуем очертания приближающейся новой эпохи. Похожее ощущение было и 100 лет назад. Культурный всплеск той эпохи назвали Серебряным веком. Несмотря на господствующий сегодня взгляд на Серебряный век как на высшую точку развития русской культуры, он породил не только высокие образцы художественной, музыкальной, словесной культуры, но также дал толчок и разрушительным формам модерна и, впоследствии, постмодерна. Интеллигенция того времени с горячностью и эсхатологическим пафосом ожидала и приближала революцию, рождение нового мира. Поэтому эмоциональный подъем Серебряного века часто граничил с истеричностью и сумасшествием. Русская культура в результате двух революций оказалась расколота. Однако разрозненные осколки стали собираться во время Великой Отечественной войны в единый поток. И власть, и народ обратились в этот момент к своей истории и традиции, стали пытаться вернуть разбитые окна в их родные старые узорные наличники, а побитые иконы – в их родные старые иконостасы. После окончания войны началась медленная гармонизация культуры и слова: расколотое на куски авангардом и серебром полотно речи стало стремиться к местам своих расколов, чтобы согласоваться, соединиться и восстановиться. Так возник Бронзовый век поэзии и литературы, возрождение русской классики в советских условиях: поздняя Ахматова, военная поэзия, поздний Заболоцкий, Олег Охапкин, писатели-деревенщики, Александр Вампилов и многие другие. Начавшийся поворот отечественной культуры после Великой Отечественной войны был вызван простой уверенностью: без нового языка нет нового будущего, но язык без опоры на традицию становится беспомощным в созидании, и такой язык может использоваться только для разрушения. Сегодня, во время нового поворота к традиции, назрела необходимость вернуть исторические права Бронзовому веку русской культуры.
Скачать: mp4