Пасхальные традиции всегда были частью русского культурного кода. Многие годы в нашей стране было принято критиковать внешнюю, обрядовую сторону праздников, как религиозных, так и светских. Критиковали пасхальные куличи, цветы на 8 Марта, георгиевскую ленту на 9 Мая. Либеральные иноагенты даже придумали специальный уничижительный термин «обрядоверие». Однако в традициях всегда важны как внутренний сакральный смысл праздника, так и его внешние формы выражения. За борьбой с видимыми символами скрывается борьба с внутренним содержанием. Пасха – это праздник победы над смертью, радости и ликования. Изъять из русской культуры надежду на жизнь и победу – значит лишить народ воли к существованию, духовно уничтожить его. Именно надежду и силы на борьбу с немецким захватчиком давала Пасха в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1942 году москвич А. Стрешнев пронзительно точно описал это чувство: «И каждый понял, что хоть он и тёмен снаружи, как этот храм, но внутри себя ни разу не чувствовал ни тьмы, ни сомнения, что всё пройдёт, что затаённая во мраке правда живёт, не угасает. Что день воскресения близок. Что воинства не допустят германскую тьму в нашу светлую жизнь, что с нами вместе и Невский, и Владимир, и Сергий, и древние воины, и древние просветители – всё прошлое и всё настоящее нашего народа, слитые воедино, победят во имя будущего, для сохранения навеки неугасимого света нашей родины и нашей культуры».
Скачать: mp4