Архив

09 февраля 2024
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2023 № 4
Мы представляем новый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Православная мысль в Советской России. Часть II».
09 февраля 2024
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2023 № 3
Мы представляем новый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Русская консервативная мысль советского периода. Часть III».
09 февраля 2024
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2023 № 2
Мы представляем новый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Православная мысль в Советской России. Часть I».
09 февраля 2024
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2023 № 1
Мы представляем новый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Русская консервативная мысль советского периода. Часть II».
13 ноября 2023
США против православия
Исследование раскрывает политические и научно-экспертные механизмы США по использованию религиозного фактора в геополитических целях и рассматривает, как США эксплуатирует религиозную повестку для прямого политического давления на Россию.
26 октября 2023
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2022 № 4
Мы представляем новый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Русская консервативная мысль советского периода. Часть I».
26 октября 2023
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2022 № 3
Мы представляем очередной номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Вызовы неоязычества и Россия».
26 октября 2023
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2022 № 2
Мы представляем новый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Традиция и справедливость».
26 октября 2023
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2022 № 1
Мы представляем новый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Американская геополитика и православие».
24 декабря 2022
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2021 № 4
Представляем четвёртый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Православие и русский консерватизм в первой половине XX века».
07 сентября 2022
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2021 № 3
Представляем третий номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера – «Православие и русский консерватизм в XIX веке».
18 апреля 2022
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2021 № 2
Представляем второй номер научного журнала «Ортодоксия». Он полностью посвящен положению Православия в Белоруссии.
23 сентября 2021
Православный научный журнал «Ортодоксия», 2021 № 1
Представляем первый номер нового научного журнала «Ортодоксия». Для этого номера была определена тема «Богословие и выборы».
07 февраля 2021
О социальном учении Константинопольского Патриархата
Доклад посвящен проблемам современного православия, которые касаются как возвращения Православных Церквей к активной социальной позиции, так и угроз секулярной глобализации, протестантизации и этнофилетизма в православии, которые связаны с политической деятельностью Константинопольского патриархата. Доклад адресован широкому читательскому кругу, включающего епископат, духовенство и мирян, верующих и неверующих, религиоведов и теологов, философов и социологов, студентов светских вузов, духовных семинарий и педагогического сообщества России.
05 декабря 2020
Директор Русской экспертной школы Василий Щипков рассказал об опасности трансгуманизма в программе «Откровенно о важном»
2 декабря 2020 годы на калужском телеканале Ника-ТВ в передаче «Откровенно о важном» вышло интервью с директором Русской экспертной школы, доцентом МГИМО Василием Щипковым. Интервью было посвящено докладу Школы «После человека. Идеология и пропаганда трансгуманизма в современном мире».
16 ноября 2020, Василий Щипков
Важность преподавания учебного предмета "Основы православной культуры" в контексте современных геополитических и культурных процессов
Важно относиться к развитию учебного предмета "Основы православной культуры" в системе российского школьного образования не только как к религиозной теме, но и как к проблеме культурной и политической. Те копья, которые сегодня ломаются вокруг "Основ православной культуры", на следующем этапе развития нашей страны будут затрагивать и вопросы культуры в целом, вопросы о том, что такое человек...
29 октября 2020
О новой энциклике Папы Римского Франциска "Все – братья" (Fratelli tutti)
3 октября 2020 года была обнародована новая энциклика Папы Римского Франциска под названием "Fratelli tutti" (в переводе с итальянского – "Все – братья"). Энциклика – послание Папы своим епископам и пастве, которое он готовит раз в несколько лет и посвящает конкретной вероучительной теме.
27 октября 2020, Михаил Артеменков
Преемственность поколений и ценностей в истории Смоленского государственного университета
"Ушло поколение, ушли и государственные порядки советской застойной эпохи. Но память о том времени жива. Сохранению этой памяти и призваны помочь словесно-исторические чтения, которые сегодня мы открываем и проводим в нынешнем Смоленском государственном университете, в новых интерьерах, которые не были свидетелями болезненных и сложных 1970–1980-х годов..."
27 октября 2020, Александр Щипков
Жизненный путь Т. Н. Щипковой в контексте религиозной жизни в СССР
"Татьяна Щипкова не была антисоветчиком в политическом понимании это термина. Она всё знала о ГУЛАГе, о цензуре, она осуждала несправедливость, царящую в стране. Она читала и распространяла самиздат. Она любила книги Шаламова. С самого детства, отвечая на мои вопросы, она всегда говорила только правду о социальных и политических проблемах, о репрессиях, об идеологической лжи. Однако критичность её взглядов носила скорее нравственный характер, чем политический. Она любила свою родину, независимо от того, кто ею управлял и какой социально-политический строй доминировал..."
27 октября 2020, Владимир Аристархов
О концепции культурно-образовательной политики
Ещё до относительно недавнего времени не существовало отдельных понятий "воспитание" и "образование". Было общее понятие – "просвещение", в котором образование и воспитание рассматривались как два неотъемлемых аспекта этого процесса. Бессмысленным считалось как знание без духовных ценностей, так и ценности, не подкреплённые знаниями. Так было в Российской империи, так было в советское время. Исключением стали 1990-е годы, когда государство сознательно отказалось от задачи воспитания молодёжи...
27 октября 2020, Любовь Щипкова
Т. Н. Щипкова и ленинградская грамматическая школа романистики
"На первом курсе я и мои однокурсники были поражены новой для нас идеей, которую не раз высказывала Татьяна Николаевна, – о том, что без родного языка невозможно овладеть иностранным. И наоборот – изучая иностранный язык, человек всё более и более овладевает родным..."
27 октября 2020, Максим Каиль
Отцы-основатели и рождение "советского университета" в Смоленске
Как и в целом в советской истории, в истории советского высшего образования много мифов и стереотипов, широко распространённых не только в обывательском сознании, но и в профессиональной среде. Так, мы привыкли думать и считать, что молодая советская власть в числе первых своих креационистских проектов обратилась к непаханому полю образования и начала строить мощную и развитую образовательную инфраструктуру, которая и сделала образование доступным для самых широких слоёв советского общества...
27 октября 2020, Сергей Перевезенцев
Историческое сознание: опыт типологизации
Историческое сознание – вполне устоявшееся явление, опирающееся на традиционные исторические ценности, но в тоже время явление очень гибкое, податливое влиянию как извне, так и изнутри, меняющееся в зависимости от различных внешних обстоятельств. Огромную роль в формировании исторического сознания играет государственная политика в области истории, реализуемая через систему образования, культуру, средства массовой коммуникации, поддержку тех или иных религиозных учений и др.
27 октября 2020, Юрий Козлов
Литературный процесс и евангельские тексты
1970-е годы в СССР принято считать годами осознанной борьбы гражданских активистов против существующего тоталитарного режима. Но что означает само понятие борьбы? По всей видимости, систему неких осознанных действий, определяемых чёткими идеями, программными установками, дисциплиной и прочими необходимыми компонентами. Однако в случае Татьяны Щипковой, если опираться на её воспоминания о жизни, включая пребывание в лагере, более уместно говорить о противостоянии, вызванным её человеческим – морально–нравственным – несовпадением с параметрами существующего строя.
27 октября 2020, Василий Щипков
Постсекулярный поворот в современной гуманитарной науке
В 1960-е годы философия и смысл жизни на Западе сводились к положению о том, что либеральные ценности обслуживают рынок, а рынок укрепляет эти ценности. Этим взаимовыгодным отношениям уже не нужно было конструировать никакие доказательства и идеи, всё уже было сформировано, поэтому закончилась эпоха философии, и началась эпоха технократической социологии. Возник смысловой и духовный вакуум...
27 октября 2020, Валентина Ковалёва
Традиции и сегодняшний день филологического факультета СГПИ – СГПУ – СмолГУ
В советские времена исторические факультеты в вузах считались "идеологическими", инязы всегда были фрондой, литфаки занимали промежуточное положение между ними. При этом каждый факультет, отличаясь от других "лица необщим выраженьем", не отворачивал своего лица от партнёров. Так, в период СГПИ выпускники получали профессии учителя русского языка, литературы и истории, учителя истории и английского языка, учителя иностранного и русского языков...
27 октября 2020, Александр Гронский
"Свои" и "не свои" войны в белорусском идеологическом дискурсе
Обоснование существования государства и государственного суверенитета как высшей национальной ценности иногда является для правящей элиты первостепенным видом деятельности. В первую очередь это касается молодых локальных государств, возникших не так давно и пока ещё ищущих свою стабильную идеологию. В периоды кризисов и внешних вызовов, когда государство оказывается неспособным обеспечить надлежащий социально-экономический уровень развития, власти, апеллируя к нации, используют мобилизационные лозунги, отсылающие к преодолению трудностей или сопротивлению ситуации. Помимо властей этим могут заниматься и другие политические силы.
27 октября 2020, Юлия Власова
Из истории кафедры французского языка СмолГУ
Кафедра французского языка Смоленского государственного педагогического института им. К. Маркса (в послевоенные годы он назывался так) – самая молодая из специальных кафедр факультета иностранных языков. Она была создана в 1962 году. Набор студентов на французское отделение был невелик, а преподавателей французского языка на факультете было мало, как, впрочем, и преподавателей английского, – ведь приоритет после войны отдавался немецкому языку. Решающую роль в расширении французского отделения и создании отдельной кафедры сыграло принятое в 1961 году Советом министров СССР постановление об улучшении преподавания иностранных языков.
27 октября 2020, Кирилл Шевченко
Языковые и образовательные аспекты этнокультурной инженерии в Восточной Галиции в XIX – начале ХХ века
Галицко-русское национальное возрождение в XIX веке протекало под знаком литературно-языкового единства галицких русинов с Россией и русской культурой, которое исповедовали все крупнейшие галицко-русские культурные и научные деятели. Неоднократные попытки австрийских и польских властей насадить латинскую графику в галицко-русскую письменность для отрыва галицких русинов от русского литературного языка и последующего переформатирования их идентичности первоначально были неудачны.
27 октября 2020, Альзира Терещенкова
Мои учителя
"С Татьяной Николаевной Щипковой я познакомилась, когда училась на втором курсе. В 1961 году к нам в аудиторию вошла маленькая, хрупкая женщина с припухшими глазами и губами. Я потом не раз удивлялась той воистину неиссякаемой энергии, которая таилась в столь худеньком теле. Татьяна Николаевна читала у нас курс истории языка и вела семинарские занятия по курсу..."
27 октября 2020, Лариса Павлова
О чём говорят протоколы заседаний смоленских писателей 1970-х годов
Ярким событием в литературной жизни не только писателей-смолян, но и литературной общественности всей страны, стало выездное заседание Секретариата Союза писателей РСФСР, прошедшее в Смоленске 12-14 декабря 1974 года (тема: "Новое в поэзии 1970-х годов) во главе с председателем правления С. Михалковым, с участием Ю. Бондарева, С. Залыгина, В. Липатова, С. Орлова, Д. Гранина, Г. Горбовского, Н. Доризо, Е. Долматовского, Ю. Друниной, К. Кулиева, Ю. Прокушева и др. Никогда, ни ранее, ни позднее, столько литературных знаменитостей разом Смоленск не видел.
27 октября 2020, Ирина Романова
Из жизни смоленской интеллигенции 1960–1970-х годов (по воспоминаниям профессоров филологического факультета СГПИ)
"Наверное, в середине 1960-х – в 1970-е годы в Советском Союзе немного нашлось бы провинциальных вузов, где одновременно работало бы такое количество бывших эмигрантов с разных концов света и такое количество высокообразованных людей..."
27 октября 2020, Любовь Левшун
"Аберрации адекватности" в современных учебных программах по гуманитарным дисциплинам
Очевидно, что слишком многие учебные программы и учебники для всех ступеней современного гуманитарного образования предлагают для усвоения учащимися понятия, несомненно получившие терминологический статус, но, тем не менее, нуждающиеся в существенных уточнениях, поскольку не определены ни их состав, ни объем, ни атрибутивные признаки, то есть нет собственно научной их дефиниции.
27 октября 2020, Роман Белютин, Светлана Баруздина
Международные научно-образовательные связи кафедры немецкого языка СмолГУ
Татьяна Николаевна Щипкова обладала многими талантами и, как сейчас принято говорить в науке, компетенциями. Безусловно, самая главная компетенция – человеческая, именно она задаёт вектор, является "профильной" в процессе формирования и развития личности. Мы, как и многие наши коллеги, преклоняемся перед профессиональными и человеческими качествами Т. Н. Щипковой, её несгибаемой волей, смелостью, стремлением к познанию и готовностью бескорыстно осуществлять трансфер этого знания.
27 октября 2020, Александр Бендин
Польское восстание 1863 года и национально-патриотическое пробуждение русского народа
Восстание, вспыхнувшее в январе 1863 года в Царстве Польском и распространившееся затем на территории Северо-Западного и Юго-Западного края России, представляло собой серьёзную внутреннюю и внешнюю угрозу для безопасности Российского государства.
27 октября 2020, Щипков Н. А.
Политические репрессии в США в середине XX века: опыт сравнения инструментов политического давления в странах демократического и коммунистического блоков
На протяжении ХХ столетия США не раз становились местом политического прибежища для эмигрантов и беженцев из СССР. Этот факт часто использовался в информационном противостоянии двух стран во время холодной войны. Картинка Америки в ХХ веке – страна свободы, в которой привечаются люди всех рас, культур и вероисповеданий.
27 октября 2020, Денис Матвеенков
Ты – наша гордость! Иняз СГПИ, 1970–1990-е годы
Факультет иностранных языков вырос из отделения иностранных языков, существовавшего когда-то при историко-филологическом факультете Смоленского государственного педагогического института. Основан он был в 1952 году, и тогда на нём работала всего одна объединённая кафедра английского, немецкого и французского языков...
27 октября 2020
Сборник научных статей "Словесно-исторические научные чтения им. Т. Н. Щипковой. Гуманитарные науки и отечественное образование. История, преемственность и ценности"
Сборник представляет читателям научные статьи, которые подготовлены на основе тезисов, прозвучавших 17 февраля 2020 года в Смоленском государственном университете в рамках первых Словесно-исторических научных чтений "Гуманитарные науки и отечественное образование. История, преемственность и ценности". Это мероприятие было посвящено 90-летию со дня рождения Татьяны Николаевны Щипковой (1930–2009) – православной исповедницы веры, филолога и преподавателя факультета иностранных языков Смоленского педагогического института им. К. Маркса (в настоящее время – Смоленский государственный университет) в период с 1961 по 1978 год.
01 июня 2020
Тетради Русской экспертной школы, 2020 № 5
В пятый номер «Тетрадей Русской экспертной школы» вошли тезисы докладов, прозвучавших на семинаре Школы в Серпухове 25–26 ноября 2019 года. В качестве экспертов номера выступили директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва В. В. Аристархов, член Общественной палаты РФ, руководитель «Общественного центра по защите традиционных семейных ценностей »Иван Чай«» Э. Ю. Жгутова, секретарь Учёного совета Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии Игумен Виталий (Уткин), профессор НИУ ВШЭ, политический технолог и консультант О. А. Матвейчев, директор Русской экспертной школы, доцент МГИМО МИД России В. А. Щипков.
01 июня 2020, Владимир Аристархов
Законодательство о культуре. Предмет спора и группы интересов
Слово "культура" очень многогранное. Ведь и телевидение – это культура, и театр – культура, и музей – тоже культура. То есть "культура" – это очень широкое понятие. Но очень часто, когда мы сталкиваемся с широтой этого понятия в реальной жизни, у нас возникает сомнение: действительно ли все безобразия, которые мы видим по телевидению или в театре, – это культура? Возникает вопрос: что можно считать культурой, а что нет? Проблем в этом отношении много, и возникли они не вчера.
01 июня 2020, Олег Матвейчев
Храм и митинг. Технологии уличных протестов на примере Екатеринбурга
Я хочу рассказать об уличных протестах на примере акций протеста против строительства кафедрального собора святой великомученицы Екатерины на территории сквера в центре Екатеринбурга, которые прошли в мае 2019 года. Рассказать о том, что там произошло, какие выводы и уроки из этого можно извлечь, как и кем всё это было технологически выстроено.
01 июня 2020, Элина Жгутова
Правоприменительная практика и негативные последствия закона о профилактике семейно-бытового насилия
В последнее время объектом внимания СМИ стал проект закона о семейном насилии. Эту тему стали поднимать все центральные телеканалы, всё чаще включая в новостные репортажи сюжеты, связанные с темой домашнего насилия, в том числе убийств на этой почве. Принятие соответствующего закона в этих репортажах подаётся как вывод, логически вытекающий из отражаемых событий.
01 июня 2020, Игумен Виталий (Уткин)
Этнофутуризм, неоязычество и регионализм как политические инструменты
Этнос – народ, футуризм – будущее этого народа. Этнофутуризм – это искусственное конструирование будущего некоего народа, зачастую в рамках постмодерна, опять же искусственно конструируемого. Новая идентичность здесь строится на основе нового языка, неких новых как бы "исторических" воспоминаний...
01 июня 2020, Василий Щипков
Секулярный вызов церкви: происхождение, характер, перспективы
Для человека, жившего до Нового времени и капитализма, до XVI века, сама идея "светскости" была непонятной и бессмысленной. Было разделение на вещи сакральные и вещи мирские, вещи вечные и преходящие. Но идеи "светского общества" не существовало. Как она возникла?
01 июня 2020, Леонид Поляков
Власть меньшинства
Современные идеи о привилегиях меньшинств имеют доста­точно глубокие основания в западной философской мысли. Начнём с самого понятия "меньшинство" и с феномена власти этого меньшин­ства. К рассмотрению этой темы можно подойти с нескольких сторон.
01 июня 2020, Андрей Рогозянский
Православие и либерализм
Либерализм в широком смысле свойственен всем нашим современникам, не исключая и автора данной статьи. Либерализм – это дух нашего времени. Для того чтобы проиллюстрировать это, можно обратиться к советскому времени. Газеты постреволюцион­ного периода (те, от которых у профессора Преображенского боле­ла голова и портился аппетит), если заглянуть в них сегодня, дадут наглядный пример специфического, акцентуированного политико­социального дискурса...
01 июня 2020
Серебряный век и нравственное состояние общества накануне 1917 года
Серебряный век был довольно коротким периодом в куль­турной истории России. По разным оценкам, он начался в начале XX века и закончился в 1917 году, то есть продлился менее двух десяти­летий. Почему он называется Серебряным? Потому ли, что был уни­кальным, величественным, сопоставимым по своему значению лишь с Золотым веком русской литературы?
01 июня 2020
Коллаборационизм и неоколлаборационизм
01 июня 2020, Александр Кондрашов
Телевидение и нравственность
Разница между телевидением и кино только в средствах до­ставки визуального образа. Можно сказать, что телевидение приходит в дом каждого человека без спроса, забирает у людей их время и тот­час продаёт его рекламодателю. В выигрыше остаётся тот телеканал, который сможет украсть больше зрительского времени. Конечно, эта кража происходит строго в рамках законодательства и с молчаливого согласия самого телезрителя, но от этого она не перестаёт быть кра­жей...
01 мая 2020, Даниил Щипков
«Радикальная ортодоксия»: критический анализ
«Радикальная ортодоксия» – это сообщество богословов и философов, выступающих против секулярной «современности» («модернити») с её монопольными правами на общезначимое высказывание и научное познание. Это движение возникло в британских англикано-католических кругах в конце XX века. Его основатель Джон Милбанк с группой единомышленников провозгласил своей целью деконструкцию секуляризма и возвращение в современный мир христианского образа мыслей в форме, характерной для Высокого Средневековья и раннего католичества.
09 марта 2020
Тетради по консерватизму, № 3, 2019
Номер альманаха посвящён обсуждению проблематики постсекулярности, определению этого понятия, а также дискуссиям об использовании постсекулярного подхода для оценки и анализа актуальных вопросов в области истории, политики, философии и религии. Тезисы этого выпуска обсуждались в октябре 2019 года в МГИМО на XII Конвенте РАМИ. Главный вопрос номера – где пролегает граница между светским (секулярным) и теологическим знанием и можно ли говорить о существовании такой границы.
20 февраля 2020, Василий Щипков
Система взглядов на Православную Церковь участников Религиозно-философских собраний (1901-1903)
Цель статьи – выявить и проанализировать экклезиологию, учение о Церкви, участников Религиозно-философских собраний (1901-1903) от "партии" интеллигенции (Тернавцев, Мережковский, Розанов, Философов, Минский, Романов), показать ее мирской и политический характер. Эта экклезиология содержала следующие положения: изменение христианской догматики объявлялось возможным; Церковь разделялась на "историческую" и "мистическую"; главным недостатком "исторической" Церкви объявлялось то, что она проповедует только небесные идеалы и игнорирует идеалы мирские; мирские начала объявлялись автономными и равновеликими божественным; интеллигенция предлагала такой способ христианизации мира и возвращения Церкви "полноты", при котором не мир приближается к Церкви, а Церковь приближается к миру и сама становится мирским институтом; обмирщение Церкви в этом контексте означало привнесение в христианское вероучение протестантских и языческих элементов.
05 декабря 2019, Василий Щипков
Чужой среди "своих"? Несостоявшийся бунт Солженицына
Непрекращающийся спор о том, кем был Солженицын – "литературным власовцем" или русским почвенником, – говорит не о противоречивости и даже не о широте взглядов писателя и публициста, но о том, что сам Солженицын не смог при жизни оформить свои мысли и труды в единую систему взглядов. Солженицын был слишком современным, слишком сильно принадлежал XX веку, чья потрясающая действительность его захватывала и держала...
05 декабря 2019, Василий Щипков
Номиналистские предпосылки секуляризма и его актуальное значение в России и на Западе
Проповедь в современном секулярном мире похожа на проповедь среди язычников в первые века: ради нее возможно пересказывать Писание в понятных для людей терминах и примерах, но она исключает богословский компромисс между христианством и светскостью, поскольку это означало бы создание равноправного синтеза двух религий, что недопустимо с христианской богословской точки зрения...
01 ноября 2019, Василий Щипков
Введение в генеалогию секулярного
Разнообразные концепции секулярного/секуляризации, несмотря на значительные различия, всё же имеют общий признак. Он связан с тем, что ими признаётся сам факт существования религии как обособленной области. Вследствие этого признаётся, соответственно, существование и «нерелигии», в том числе имплицитно, независимо от того, произносит ли исследователь эту мысль или нет...
20 февраля 2019, Василий Щипков
Книга "Постсекулярная речь"
Настоящая монография посвящена общественно-политическим дискуссиям и культурным процессам в России в 2014–2019 годах. В этот период произошли изменения, которые коснулись базовых умолчаний секулярно-либерального языка, и основное направление дискуссий начало смещение к разговору о ценностях.
14 февраля 2019, Василий Щипков
Путин и миф
Политический деятель Владислав Сурков на днях опубликовал статью "Долгое государство Путина". Политик и его публичные тексты суть одно целое. Это значит, что оценка политического текста требует внимания и к его тезисам, и к фигуре самого автора.
01 октября 2018, Василий Щипков
Секулярные основания и утопические черты идеологии трансгуманизма
В России и за рубежом продолжается дискуссия о возможностях и пределах вмешательства новых технологий в природу и тело человека. Эта тема из фантастической литературы и массового кинематографа перемещается в общественно-политическое пространство, становится неотъемлемой частью современных конференций и выставок, посвященных новейшим технологиям. Одними из инициаторов этой дискуссии стали трансгуманисты, предлагающие рассматривать человека как продукт незаконченной эволюции, которая должна быть продолжена искусственно, с помощью современных технологий по созданию новых существ, чья природа якобы может превзойти человеческую. Само слово "трансгуманизм" означает "выходящий за границы человеческого".
15 июня 2018, Василий Щипков
Интеллигентная воровская речь
Спор о природе интеллигенции – это спор интеллигенции о себе самой, о путях укрепления власти над современностью. Сначала в этом споре побеждал условный Ленин, со второй половины XX века до сегодняшнего дня побеждает условный Бердяев. После перестройки это проявилось наиболее выразительно: постсоветская интеллигенция, памятуя прошлые оскорбления, начала уничтожать Ленина физически, демонтируя памятники ему и объявив процесс десоветизации...
15 июня 2018
После человека
Доклад подготовлен Русской экспертной школой и посвящён критике идеологии трансгуманизма, которая продвигает комплекс идей о допустимости неограниченного технологического вмешательства в природу человека и свободной модификации человека вплоть до создания новых биологических существ. По мнению авторов доклада, антропология стала областью мировоззренческого противостояния как внутри России, так и на международной арене, самостоятельной сферой информационной войны...
31 мая 2018, Василий Щипков, Евгений Белжеларский, Егор Мамаев
Философские основания и пропагандистские практики идеологии трансгуманизма
Настоящее исследование подвергает критическому анализу идеологию трансгуманизма. Идеология трансгуманизма формирует собственную информационную повестку, запуская ряд теоретических дискуссий и прикладных исследовательских программ в области антропологии и этики. Эта повестка включает в себя вопросы о биотехнологиях, искусственном интеллекте, искусственной эволюции, достижении бессмертия и пересмотре таких базовых для культуры понятий, как «пол», «семья» и «человек». Трансгуманизм является продолжателем секулярного гуманистического мировоззрения и претендует на то, чтобы стать одним из постоянных участников современных идеологических процессов. Трансгуманизм политизирует антропологию, пытаясь превратить эту сферу в идеологический механизм и политтехнологический инструмент.
18 апреля 2018, Василий Щипков
Путин и время: без права на кадровую ошибку
Считается, что уверенная победа Путина на выборах ещё на шесть лет продлит действующий политический курс, а новая политическая эпоха для России придёт в самом конце этого президентского срока. Или незадолго до его завершения, если будут объявлены досрочные выборы. А главной интригой этого периода объявляется вопрос о фигуре преемника. Однако это не так. Будущее России, включая вопрос о преемнике, будет определяться в самом начале президентского срока, а не в его конце.
27 марта 2018, Василий Щипков
Консервативные ценности в современном российском обществе: каковы они и кто их разделяет?
Концепция консерватизма в современной политической ситуации может применяться как средство для измерения состояния либерализма. Спор о консерватизме – это спор о путях трансформации либерализма, его эволюции и самосохранении в новых исторических условиях. Риторика либеральной оппозиции все последние годы строилась на обещании намерений, которые предлагались аудитории в обмен на отказ от чего-то реального...
05 декабря 2017, Егор Мамаев
Революция, идентичность Европы и переосмысление модерна
1 декабря 2017 года вышел четвёртый номер "Тетрадей Русской экспертной школы". В него вошли избранные экспертные статьи и доклады, которые обсуждались на семинарах и конференциях Школы в 2017 году. Ниже представлены основные мысли и проблемы, отражённые на страницах нового номера.
03 декабря 2017
Книга «Мысли. Высказывания. Суждения»
Наиболее яркие церковные цитаты Святейшего Патриарха Кирилла за все время его служения, начиная с принятия священного сана в 1969 году и по настоящее время, вошли в один сборник, изданный Научным центром «Русская экспертная школа». В книге есть высказывания о богословии, Церкви и государстве, о человеке и обществе, о ценностях и мировоззрении, об истории и будущем, о смысле жизни и смысле веры. Книга составлена по тематическому принципу и снабжена большим количеством рубрик, которые значительно упрощают работу с текстом.
01 декабря 2017
Тетради Русской экспертной школы, 2017 № 4
В четвёртый номер «Тетрадей Русской экспертной школы» вошли избранные экспертные статьи и доклады, которые обсуждались на семинарах и конференциях Школы в 2017 году.
01 декабря 2017, Василий Щипков
Похищение традиции и секулярное пастырство (об историческом феномене интеллигенции)
Любому обществу требуется механизм сохранения и передачи традиции, в частности нужны люди, которые сохраняют в каждом поколении ключевые культурные смыслы и тексты. История знает, что в каждом обществе существовали те, кто сохранял это ядро культурообразующей, религиозной традиции, ненаследственную память, которая не могла передаваться автоматически, непосредственно от родителей детям без искажений и потерь...
17 ноября 2017, Василий Щипков
Полемика с Владиславом Сурковым. Декларация политического постмодернизма
Статья Владислава Суркова "Кризис лицемерия", опубликованная на сайте RT, по существу является политической декларацией. Автор ищет пути сохранения существующего миропорядка и системы властных отношений, перестройки либерализма в идеологию нового типа, основанную на этике политического постмодернизма. Появление этой статьи – часть долгой дискуссии о кризисе либеральной идеологии и вариантах её демонтажа.
01 ноября 2017, Василий Щипков
Пять революций. Современные идеологические подходы к оценке 1917 года
На основе оценок Февраля и Октября, а также феномена советской власти и феномена революции можно выделить следующие идеологические подходы к 1917 году в современном информационном пространстве: классический либеральный, неолиберальный, подход западных социалистов, подход российских социалистов, традиционалистский подход. Большинство появляющихся высказываний на тему 1917 года, можно распределить по этим категориям. Более того, они не являются статичными и подвержены изменениям.
13 октября 2017, Василий Щипков
Делегитимация крымского консенсуса
Опошление фигуры русского царя неприятно. В нашем сознании имена Николая II, его супруги и детей теперь соседствуют с темой эротики. Мы не любим издевательств над гробами, кто бы в них ни лежал – Николай, Ленин или Ельцин. Если подтрунивать над памятью ушедших, то же будут делать над тобой после смерти. И вместо слов скупых за упокой души пошлют в твой след насмешки и проклятья.
04 октября 2017, Василий Щипков
Современность между смертью и традицией
"Современность", начиная с эпох Возрождения и Просвещения, – это не хронологическое понятие, а идеологическое. Его окончательно сформулировали идеологи Возрождения и Просвещения, вложив в него смысл, который сохранился до настоящего времени: современность – это то, что противостоит мировоззрению традиционного общества, что не относится к прошлому и "старому", не имеет преемственности с социальным опытом и традицией.
22 сентября 2017, Василий Щипков
Самоубийство российского либерализма
Формирующийся новый консенсус в обществе создаст общие правила политического мышления на ближайшие десятилетия. Пока неясен окончательный облик нового консенсуса, но можно с уверенностью сказать, каким он не будет.
11 сентября 2017, Василий Щипков
Регионализм как идеология глобализма
Ключевой посыл, который озвучивается в книге и отражён в названии, заключается в том, что регионализм может стать одним из идеологических элементов глобализма – комплекса идей в поддержку глобализации. Глобализм слишком многосоставен, чтобы мог называться единой идеологией. Глобализм – это, скорее, набор идеологий из разных сфер...
17 августа 2017, Василий Щипков
Была ли культура в раю?
Слово "культура" за свое более чем 2000-летнее существование приобрело сотни вариантов интерпретаций, но сохранило при этом общий смысл. От Катона Старшего до Ю.М. Лотмана культура означает область, которую человек отгораживает от чего-то для владения и управления ею. С помощью культуры как своеобразного языка человек творит вещественные и невещественные предметы, изменяет и приспосабливает под себя окружающий мир. В широком смысле культура включает в себя и науку.
15 августа 2017, Михаил Ващенко
Смех и табу как информационные технологии: о новой книге Василия Щипкова
В начале августа 2017 года в издательстве МГИМО увидела свет книга политолога, кандидата философских наук Василия Александровича Щипкова "Смех, табу и другие гуманитарные технологии". В работе освещается целый комплекс проблем и вопросов, связанных с информационными процессами в современном мире, в частности применение современных гуманитарных технологий в информационных войнах.
11 июля 2017, Василий Щипков
Революционный класс переживает кризис
Утопии создают определенную модель истории, в которой революции являются ее смысловым фундаментом, а революционный класс – ее главным действующим персонажем. Есть ли сегодня такая утопия, которая побуждает людей жертвовать собой и совершать революции?
23 июня 2017, Василий Щипков
Книга "Смех, табу и другие гуманитарные технологии"
Книга посвящена современным гуманитарным технологиям, которые используются в информационной борьбе с Россией. Ещё недавно тему информационных войн можно было назвать модной. Было интересно и захватывающе смотреть на СМИ, на интернет как на поле "военных действий" между государствами и другими информационными игроками, искать и разоблачать приёмы "тайной борьбы", пропаганды и скрытого "манипулирования сознанием". Теперь, в наступившую эпоху прямого высказывания, тема информационных войн лишилась прежнего конспирологического имиджа, перестала быть сенсацией и стала обыденной реальностью не только для профессионалов, но и для широкой аудитории.
21 июня 2017
Тетради Русской экспертной школы, 2017 № 3
Третий номер представляет собой сборник экспертных позиций, обсуждавшихся на семинарах Школы в марте и апреле 2017 года. В сборнике рассматриваются следующие вопросы: как в западной философии возникли идеи о привилегиях меньшинств, где граница, после которой либеральные идеи перерастают в бунт против вероучения и порядка, в каком нравственном состоянии находилось русское общество накануне 1917 года и что такое неоколлаборационизм.
04 апреля 2017
Тетради Русской экспертной школы, 2017 № 2
Во втором сборнике статей «Тетради РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ», вышедшем в Москве в конце марта, затронуты вопросы религиозно-философской и политической мысли, проблемы литературы и образования в современной России. Авторы статей – эксперты, выступившие с докладами на семинаре РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ 18 февраля 2017 г. В экспертных текстах затронуты такие вопросы, как страна-цивилизация, литературные премии, русофобия в США и «болонская система».
04 апреля 2017, Михаил Ващенко
Обзор второго выпуска Тетрадей РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ: страна-цивилизация, литературные премии, русофобия, болонская система
Во втором сборнике статей "Тетради РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ", вышедшем в Москве в конце марта, затронуты вопросы религиозно-философской и политической мысли, проблемы литературы и образования в современной России. Авторы статей – эксперты, выступившие с докладами на семинаре РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ 18 февраля 2017 г. В экспертных текстах затронуты такие вопросы, как страна-цивилизация, литературные премии, русофобия в США и "болонская система".
23 февраля 2017, Михаил Ващенко
Заметки слушателя Русской экспертной школы: страна-цивилизация, литературные премии, маккартизм и болонская система
18 февраля в Москве прошёл очередной семинар Русской экспертной школы, научно-образовательного проекта, который призван способствовать развитию экспертно-аналитического сообщества. Лейтмотивом семинара была триада "философия, культура, международные отношения".
07 февраля 2017
Тетради Русской экспертной школы, 2017 № 1
Первая Тетрадь Русской экспертной школы представляет собой сборник экспертных комментариев, обсуждавшихся во время лектория Школы, посвящённого консервативным мировоззренческим процессам в современной России. В этом номере рассматриваются следующие вопросы: что такое «консервативный поворот», как тема революции отражена в русской мысли, что связывает Трампа и Россию, есть ли на Донбассе идеология, какие типы консерватизма существуют в России, почему русский писатель проходит путь от бунта к традиции и что такое «постсекулярный язык».
05 февраля 2017
Программа "Власть факта. Истоки русского консерватизма" на телеканале "Культура"
Беседа М. Ремизова, А. Минакова и Л. Полякова об истории консервативных идей в России и их рефлексиях в современной философии.
01 февраля 2017
В. А. Щипков и Д. О. Бабич в программе "Консервативный клуб" на телеканале "Спас"
1 февраля 2017 г. в эфире программы "Консервативный клуб" на телеканале "Спас" шёл разговор о Русской экспертной школе, о современном историческом моменте и о значении экспертов как "социокультурных переводчиков". Гостями программы были директор Русской экспертной школы В.А. Щипков и публицист Д.О. Бабич.
01 февраля 2017, Василий Щипков
На каком языке заговорит мир XXI века?
Глобальные изменения в жизни людей, смена технологических укладов, войны, революции, кардинальная смена власти в ведущих странах всегда находили отражение в языке, если его понимать в широком смысле как способ мыслить и действовать. Ещё недавно доминировал язык, сложившийся во второй половине XIX – начале XX века. Это, если говорить сжато, смесь рационализма и авангарда, язык Ницше, язык модерна и его постмодернистских вариаций.
03 января 2017
Василий Щипков на радио "Радонеж"
2 января 2017 г. на радио "Радонеж" выступил директор Русской экспертной школы, к.филос.н. В.А. Щипков. Он рассказал о работе Школы, а также поделился мыслями об изменениях, наступающих в культуре 21 века, затронул проблему постсекулярности, регионализма и объяснил, что он понимает под рехристианизацией современного языка.
15 ноября 2016, Василий Щипков
Монография "Регионализм как идеология глобализма"
Автор монографии анализирует регионализм как один из видов современной идеологии глобализма, который формируется в эпоху постмодерна и направлен на борьбу с историческим феноменом национального государства. Регионализм использует мифологическое мышление человека, располагает инструментами для конструирования новых регионов и может дестабилизировать общественно-политическую обстановку в современном государстве.
15 ноября 2016, Василий Щипков
Храм или "Музей ГУЛАГа"?
Ещё несколько лет назад дискуссии о репрессиях советского периода строились вокруг вопроса: "Вы готовы это признать или нет?" – его часто ставили в ходе телевизионных ток-шоу. Казалось, общество находится в исторической растерянности и не может консолидироваться, двигаться вперёд, не дав окончательной оценки советской эпохе. Однако после смены общественно-политической парадигмы в 2014 году выяснилось, что постановка вопроса надуманна, а общество воспринимает свою историю намного более серьёзно и цельно. В год 100-летия Русской революции разговор о репрессиях, скорее всего, кардинально поменяет направление...
23 июня 2016, Василий Щипков
Калининградский регионализм как ресурс политического протеста
В июле 2016 года в день своего 70-летия Калининград будет отмечать 761 год Кёнигсберга. Желание быть одновременно с Европой и Россией вынуждает местную интеллигенцию балансировать между желаниями двух господ. Это балансирование приводит к тому, что жители региона оказываются в ситуации, когда им навязывается новая многосоставная идентичность. Сегодня калининградцы – это и "россияне", и "европейцы", и герои, освободившие Европу от фашизма, и наследники Советов, "оккупировавших" эту Европу. Но если для меньшинства такое мировоззренческое балансирование – это способ существования, то для большинства жителей области – опасность развития культурно-исторической шизофрении.
25 февраля 2016, Василий Щипков
Обоюдоопасное оружие конспирологии
Встреча Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе – это безусловная победа православной дипломатии. Формат принятой в Гаване декларации позволил Церкви во всеуслышание обратиться к международному сообществу с призывом остановить гонения против христиан на Ближнем Востоке, а также выразить солидарность со всеми христианскими силами, отстаивающими традиционные нравственные ценности в условиях политики агрессивного секуляризма.
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
© 2024